
Изображения: Depositphotos, иллюстрация Юлии Замжицкой.
20 ноября во всем мире отмечают Всемирный день ребенка, провозглашенный ООН. В этот день в 1959 году была принята Декларация прав ребенка, а в 1989-м — Конвенция. Однако в школах свободы детей периодически нарушают — даже тех, которые дополнительно защищены законом «Об образовании». С юристом Иваном Платоновым и психологом Ольгой Некрасовой разбираемся, как это чаще всего происходит и что с этим делать родителям.
Право на самоопределение
Статья 12 Конвенции о правах ребёнка
Что такое
Ребенок имеет право высказывать свои мысли и мнения, одеваться и выглядеть по своему желанию. Одежда должна соответствовать школьным требованиям, но не нарушать конституционные права ученика. Например, ребенок обязан носить школьную форму, но никто не вправе контролировать его цвет и длину волос, а также комментировать его внешний вид.
Как нарушают
Осенью 2018 года жительница Перми Зина А. пришла в школу с розовыми волосами. Администратор заставил ее подойти к директору. пытались отстранить от занятий. Зина поговорила с мамой по телефону, после чего разговор привёл к конфликту. Также выяснилось, что в некоторых российских городах учителя осуждают учеников за внешний вид и даже лишают их возможности участвовать в занятиях.
Иван Платонов:
В школах чаще всего нарушают право на самоопределение. Учебные заведения иногда забывают, что основная задача – обучение, а не контроль внешнего вида ребенка. Часто требования к внешнему виду включаются в локальные акты, но могут регулировать только ношение школьной формы и внешний вид на уроках технологии и физкультуры. Конечно же, учителя и администрация не имеют права отстранять учеников от занятий – только разговоры и административные взыскания.
Право на уважение своего достоинства
Статья 19 Конвенции о правах ребенка
Что такое
Преподаватели не имеют права оскорблять ребенка и унижать его физически или психологически. Могут ставить оценки, но это должно касаться выполненных работ, а не личности ученика. Ученик имеет право на уважение в том виде, в каком он есть, даже если не понимает уроки или решает задачи медленнее сверстников.
Как нарушают
В старой школе иногда случаются издевательства над детьми. оскорбляла Школьники, испытывающие трудности с задачами, подвергались оскорблениям со стороны учительницы: «Ты чё написал, урода ты кусок», «Чтоб ты облез 20 раз» и подобные выражения попали на видео, размещённое в социальных сетях. Ученики полагают, что учительница права, поскольку употребляет такие слова только тогда, когда они «занимаются тупизмом».
Ольга Некрасова:
Ребенку нужно понимать, что ни у кого нет права унижать его, оскорблять или применяться физическую силу. Узнайте у педагога-агрессора причину недовольства своим ребенком, попытайтесь найти решение. Если компромисс невозможен, узнайте мнение родителей одноклассников о учителе. При подтверждении педагогического насилия попросите администрацию школы разобраться. Если руководство игнорирует проблему, а ребенок все еще сообщает о нарушениях, обратитесь в вышестоящие органы и измените школу.
Право на неприкосновенность имущества
Статья 35 Конституции РФ
Что такое
Никто не имеет права забирать личные вещи ребенка — ни ученики, ни преподаватели. К таким вещам относятся, например, телефоны, книги, предметы для ритуалов.
Как нарушают
Зачастую изымается телефон у ученика во время урока. Учителя могут совершать это действие перед началом каждого занятия. Такие ситуации обыденны, поэтому родители и дети уже не жалуются. Иногда подобные случаи становятся известны общественности. Например, жительница Новосибирска заявила Мать рассказала о том, что учитель на уроке отобрал у её сына телефон и приказал удалить с его экрана обои с аниме-картинкой.
Иван Платонов:
Права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, включая мобильные телефоны, принадлежат ученикам. Ответственность за гаджет несут сами ученики независимо от действий с ним.
Учитель не имеет права требовать сдачи телефона перед уроком, так как это нарушает ст. 209 ГК РФ и п. 1 ст. 35 Конституции РФ. Даже при добровольной сдаче вещи педагогу между ними заключается сделка хранения, и теперь учитель обязан вернуть телефон ученику в том же виде, что и получил. Преподавателю не хочется нести такую ответственность.Педагог может объяснить ребенку, что телефон не является инструментом обучения – такие правила установлены СанПиН, действовавших с 1 января 2021 года. Тем не менее, у него нет права запрещать ученику проверять звонки и сообщения, а также забирать телефон во время урока.
Свобода слова, совести и самовыражения
Статья 14 Конвенции о правах ребенка
Что такое
Ребенок свободен иметь собственные идеологические убеждения и религиозные предпочтения, которые может изменять по желанию. Выражать эти взгляды можно, если это не противоречит законодательству Российской Федерации.
Как нарушают
Школьные руководители иногда применяют угрозу отчисления в отношении учащихся, демонстрирующих несогласие с официальной позицией или участвующих в собраниях. происходят по всей стране. Администрация и учителя часто узнают о участии учеников в политических акциях из их постов в социальных сетях.
Кроме того, детям не предоставляют возможности исполнять религиозные обряды. Например, в Челябинской области имам… жаловался Он обращает внимание на то, что его дети, ученики обычной школы, не могут совершать намаз. Вероятно, это происходит не из-за плохого отношения администрации, а потому что она не знает, как поступить в такой ситуации.
Иван Платонов:
Мониторинг школой социальных сетей и принятие решений о учениках на основе постов и репостов противоречит закону о защите персональных данных. Собирание, обработка и хранение личной информации без согласия запрещено.
Право на обучение в безопасных условиях
Статья 28 Конвенции о правах ребенка
Что такое
Для обеспечения безопасности ученика важно придерживаться мер предосторожности как на территории школы, так и в классах: необходимо проверять состояние канализационных люков, очищать снег с крыш и выполнять другие подобные действия.
Как нарушают
Не все школы оборудованы пандусами для людей с ограниченными возможностями передвижения. В то же время считается, что все общеобразовательные учебные заведения доступны детям с ограниченными возможностями здоровья.
Это не значит, что в них должны быть лифты, но пандусы на крыльце — естественная необходимость. заставляют суды или городские департаменты образования.
Иван Платонов:
Проблема не в школах самих по себе, а в недостаточном финансировании. Необходимо жаловаться на недофинансирование учебного заведения. Иногда школе даже едва хватает денег на зарплаты педагогам, не говоря уже о закупках. Примером тому — ЧП в ТатарстанеГимназия не располагала средствами для заключения договора с престижным охранным агентством.
Что предпринять родителям при нарушении прав ребенка в учебном заведении?
- Убедиться, что нарушение было.
Порой дети бывают предвзяты и утверждают, что учитель бранился, когда тот лишь говорил громче обычного. Это оказывает влияние на ребёнка, но не всегда влечёт за собой нарушение его прав. - Собрать доказательства нарушения.
Записи звуков, записи видео, рассказы свидетелей. Если удастся договориться с администрацией, доказательства могут не понадобиться. Но если школа начнёт борьбу и придётся обращаться в прокуратуру, в суд, то понадобится их сбор. - Изучить локальные акты школы.
Устав школы определяет допустимую одежду для детей, а также разрешенные предметы внутри здания. Принятие устава происходит с участием родителей и учеников, иначе родительский комитет может его пересмотреть. Кроме того, устав не должен противоречить основным законам РФ. Например, если закон «Об образовании» говорит только об обязательной школьной форме, то администрация не может устанавливать требования к цвету одежды, длине волос и типу прически. - Определить допущенные нарушения норм в учебном заведении.
Точный набор нормативных актов позволит чувствовать себя увереннее во время беседы с руководителем. При обращении в муниципальное управление по образованию представители власти смогут оперативнее реагировать на ваше обращение. - Разговаривать с представителями школы.
Готовьтесь к диалогу, а не к конфликту. Если что-то вас беспокоит в действиях учителя, например, если он отобрал телефон у ученика, не требуйте его увольнения. Администрации нужно разобраться в ситуации и понять мотивы поступка.
Если понимаете, что руководство поддерживает действия педагога, например, директор считает недопустимым для учеников красить волосы в розовый цвет и носить значок с черепом и костями, попробуйте найти поддержку среди других родителей. Будьте готовы к тому, что в школе может преобладать консервативное большинство. В любом случае учителя не имеют права отстранять от занятий.