
Первая встреча со школой — одновременно праздник и стресс для ребенка. Ребенок приобретает новую роль, попадает в незнакомую среду и знакомится с многими людьми. В этот день важно помочь первокласснику адаптироваться и мотивировать к учебе. Как педагогу достигнуть этих целей и разработать небанальный план проведения классного часа, рассказала Валерия Семёнова, PR-менеджер школы креативного мышления ИКРА.
Цели классного часа
Методология способствует созданию качественных часов. CRAFT. Подробнее о ней писали в этой статьеЧтобы сделать классный час в начальной школе веселым и запоминающимся, нужно учитывать возраст детей. Первоклассники — маленькие дети, которым еще нравится играть. На этом можно построить основу выбора формы проведения.
Многие современные дети играли или слышали от друзей о игре Among us, где выполняют задания на космическом корабле. Игра похожа на всем известную игру «Мафия», но в космической тематике: есть мирные жители, есть мафия, и пока город спит, совершаются преступления.
Классный час на основе игры позволит учащимся погрузиться в привычную захватывающую обстановку, а преподавателю — знакомить всех друг с другом, рассказывать о школе, правилах поведения и общения.
Знакомство учителя с классом
Разместите парты таким образом, чтобы в каждой группе умещалось от четырех до шести человек. На дверях и стенах кабинета разместите плакаты с высказываниями, побуждающими к действию.
- Исследователи нашли новую планету, однако её название пока неизвестно.
- «Есть ли жизнь на новой планете?»
- «Кто полетит изучать новую планету?»
- «Объявляем набор в исследовательскую группу»
- «Кто за это возьмется?»
Музыкальная тема из игры добавит азарту и будет знакомой ребятам. Ее можно использовать как фон.
Рассмотрим два сценария знакомства.
Сценарий 1: для участников с родителями. Инопланетяне отключили голос учителя. Дети должны его включить, чтобы понять дальнейшие действия. Преподаватель предупреждает взрослых, что те сами будут руководить детьми.
На доску можно прикрепить вырезку из газеты с комментарием очевидца. По его словам, голос пропал сразу после того, как он увидел зеленых человечков. Родители помогут детям прочитать фразы на плакатах и газетную статью – это покажет проблему и настроит на поиск решения.
Чтобы вернуть голосу учителя, дети разгадывают ребус с именами педагогов.
Сценарий 2: для самостоятельного прохождения. Если дети заходят в класс не все одновременно, вариант с пропавшим голосом не подходит. В этом случае при входе можно устроить воркшоп — зону «снаряжения» для путешествия. Дети возьмут со стола материалы, например, фольгу, и инструкцию по изготовлению защитных шлемов, рукавов или жилетов из нее. С разрешения родителей купите угощение, например, яблочное пюре в мягкой упаковке как аналог космического питания.
Когда ребенок входит в класс, можно включить инструкцию, озвученную роботизированным голосом: «Чтобы подняться на корабль, пожалуйста, наденьте защиту, возьмите космическое питание, сделайте десять приседаний, подойдите к капитану и громко произнесите свое имя». Такое аудио можно легко сделать в онлайн-переводчике. Для этого нужно ввести фразу, нажать кнопку «Озвучить» и записать на диктофон в телефоне.
Лучше всего подойдет первый вариант. В сложной ситуации, требующей действия, дети проявят самостоятельность. Некоторые будут шептаться: «Почему учитель молчит?», «Как заставить его говорить?». Другие попытаются вернуть голос учителю. Третьи же уже решат ребус. Так первоклассники становятся активными игроками.
Валерия Семёнова
Знакомство детей друг с другом
Как только все соберется, можно начинать путешествие. Учитель объявляет для класса, что сегодня будет капитаном космической экспедиции. Вместе отправимся исследовать новую планету. Но сначала необходимо знакомство.
Чтобы поддержать тему и упростить детям представление о себе, лучше использовать практическую задачу. На партах — вырезанные из белой бумаги фигурки персонажей игры. Сначала учитель просит раскрасить фигурки любимым цветом. После этого дети по очереди называют свои имена.
Можно скачать шаблон для создания персонажа игры. ссылке.
Преподаватель разделяет учащихся на группы по сходству оттенков персонажей, получая несколько космических судов. Внутри групп распределяют обязанности.
- капитан корабля;
- штурман;
- отвечает за провизию;
- тренер;
- отвечает за порядок на корабле.
Предложите пять ролей. Добавьте, что можно придумать собственную роль. Дети могут назвать то, чем им нравится заниматься. Эта информация пригодится учителю для организации коллективных творческих занятий.
Валерия Семёнова
Каждой команде капитан экспедиции выдаёт бортовой журнал, и она выбирает себе имя.
Знакомство с правилами поведения в школе
Для начала можно спросить у детей, как думают, какие правила существуют на планете, куда летит космический корабль. Затем учитель включается видео с изображением школы и рассказывает.
- Как оптимально перемещаться по территории школы, пользоваться лестницей для подъема и спуска?
- где переобуться и оставить верхнюю одежду;
- где помыть руки перед столовой;
- Где находятся библиотека, спортивный зал и актовый зал?
Люди сравнивают свои догадки с информацией из видео. Для каждой рекомендации создают символ и записывают его в навигационный дневник.
Знакомство с правилами и описание установки личных границ.
Для достижения общего результата и путешествия к планете необходимо умение находить общий язык и проявлять уважение – вот с чего стоит начать разговор о личных границах.
Преподаватель выдаёт командам образцы девизов. В течение минуты ученики отрабатывают одновременное исполнение, потом каждая группа знакомится публике.
- Вперед, [название команды], к звёздам стремимся, тайны планет раскроем!
- Команда отправляется покорять галактику, где её ждут космические чудеса.
- Команда [название команды] раскроет все тайны и со всем миром дружно подружится, разгоняя грусть весельем.
- Команда полна решимости покорить неизведанные просторы космоса, где её ждёт магия.
- Команда «[название команды]» смело движется вперед, исследуя планеты и ведущую звезды.
Преподаватель знакомит с понятием личных границ при помощи кодекса поведения для экипажа космического корабля. В нём определяются нормы обращения, просьбы о помощи и разрешения разногласий. К примеру:
- Обращайся к членам экипажа по имениЕсли помнишь только пол участника команды, а имя забыл, вместо «Эй, мальчик» или «Эй, девочка» лучше спроси: «Прости, я забыл твоё имя. Напомни, пожалуйста, как тебя зовут?»
- Уважай личное пространствоНе стоит подходить к кому-либо поближе, пока тот не даст на это согласие.
- Спрашивай разрешенияПеред тем как взять что-либо у другого участника космического путешествия, обратись за разрешением.
- Слушай и уважай чувства другихЕсли кто-то из экипажа выразит неудовольствие чем-либо, следует это уважить и прекратить причиняющее дискомфорт действие.
- Разрешай конфликты мирноЕсли появилась трудность или кто-то переступил твою границу, спокойно объясни, чего ты не желаешь.
План работы можно составить заранее, записав его на листе бумаги и разместив в классе.
Знакомство с предметами в начальной школе
Учитель говорит, что корабли успешно прибыли на планету. Можно её назвать иначе: Планета Знаний, Планета-24 – по году первого класса, или Планета-[номер кабинета] – для того чтобы дети его скорее запомнили.
Командам предстоит исследовать страны, названные предметами.
- Математика
- Русский язык и чтение
- Английский язык
- Окружающий мир
- Изобразительное искусство
- Технология
- Музыка
- Физкультура
Учитель выдаёт каждому коллективу листы бумаги. Дети должны нарисовать страну, её жителей и ответить на вопрос: «Что дарит страна планете?».
Чтобы задание выполнялось быстрее, разделите предметы по группам и дайте каждой группе 2-3 предмета.
Такой интересный урок станет креативной точкой отсчёта в начале учебного года: обрадует детей и зарядит учителя на реализацию смелых идей. Обязательно расскажите о нём коллегам, а лучше всего работайте вместе — это способствует развитию и появлению новых решений и возможностей в деятельности педагога!
Валерия Семёнова