Фото: img.freepik.com


Картинки: Депозитфото / Рисунок: Юлия Замжицкая

Развитие технологий даёт школьникам больше возможностей для списывания. Дети придумывают всё новые способы: мобильные телефоны, умные часы, беспроводные наушники. Гаджеты — не первопричина «жульничества», но могут помочь в его борьбе. Как именно — разбираемся вместе с экспертами платформы. Classtime.

Почему дети списывают

Преподаватели противостоят плагиату безоглядно, игнорируя мотивы учащихся. Однако студенты часто списывают из-за того, что:

  • не поняли материал;
  • сомневаются в ответе;
  • не видят цели обучения и саботируют его.

Из глобальных причин:

  1. Страх плохой оценки.

В среде, где образование оценивается, а ошибки недопустимы, списывание становится естественным явлением. Ученики боятся риска и стремятся избавиться от ответственности, снимая давление со школ.

Школьник, списывая, наносит урон прежде всего самому себе.
Если оценка служит показателем уровня знаний, то учащиеся, прибегающие к помощи чужих работ, лишают себя возможности получения обратной связи и тем самым разрушают основу процесса обучения.

  1. Попытка освободить время.

Школьники России — одни из самых загруженных детей на планете. Australian страховая компания Ozicare Insurance подсчиталаВ России школьники уделяют 9,7 часов в неделю домашней работе. Занятия же длятся… согласно СанПинуУченики в шесть дней занимаются до 37 часов, а общее время обучения составляет 46-47 часов, что превышает рабочую неделю взрослых (40 часов).

Чтение чужих работ увеличивает отсутствие понимания предмета, заставляя все больше переписывать чужие ответы. В итоге учащийся утрачивает умение изучать материал без помощи, а стремление к скрытности не дает учителю и родителям оказать вовремя поддержку.

Как предотвратить жульничество

Преподаватели часто борются со списыванием, отбирая устройства и скрытые места для подсказок.

В школе перед экзаменом у учеников берут телефоны, часы и снимают крышки с калькуляторов. Даже просят всех подняться, чтобы проверить стулья и чистоту рук. Но способы списывания меняются очень быстро, поэтому за ними не всегда успеваешь следить. Юлия ЦыганковаУчитель физики и естествознания Мустамяэской гуманитарной гимназии города Таллина.

Угрозы плохим результатами на практике также неэффективны.

В школе действует правило: за списывание работу конфискуют и ставят «единицу». Затем учитель решает, исправлять оценку или нет. Дети просят исправить оценку, извиняются, и, конечно, идешь им навстречу, — говорит Юлия.

Но есть и другие, менее очевидные способы победить жульничество.

  1. С помощью психологии

Чтобы избежать списывания, нужно создать в классе благоприятную атмосферу, убрав у учеников страх перед наказанием и ошибками.

  • Судить следует не самого ребёнка, а результат его труда.
  • не наказывать за ошибки;
  • Как повысить качество знаний?
  • создать условия для здорового отдыха.

Александр, учитель начальных классов:

В работе я стремлюсь действовать наоборот и внушать детям, что ошибки — это хорошо. Ошибка даёт возможность развития, увидеть свои слабые стороны. Сложнее с родителями, которые ориентированы на результаты в виде отметок, хорошей успеваемости, а не на знания.

Елена НикитинаПреподаватель русского языка и литературы, гимназия Локса (Эстония).

Я не возражаю, когда дети пользуются своими записками во время ответов: повторение информации способствует её освоению. Зато мне важно запоминание.

Необходимо сформировать обстановку, где заимствование информации недоступно и стремление к саморазвитию поощряемо.

Со списыванием на своих занятиях почти не сталкиваюсь, потому что составляю задания так, чтобы ученики их не нуждались в этом. Чаще всего это задания на понимание материала и его применение на практике. Если же нужно проверить определённые знания, то создаю короткие блиц-опросы с ограничением во времени. В такой ситуации или знаешь, или нет. Жульничать невозможно.

Владимир ПоловскийУчитель истории лицея имени Николая Сабата в Ивано-Франковске предлагает способ противодействия шпаргалкам.

  • Задать ученикам найти ответ в учебнике, указав страницу, или организовать «квест» по нему, чтобы дети самостоятельно искали нужную информацию.
  • Сформулируйте вопросы и задачи так, чтобы затруднить поиск ответов через интернет.
  1. С помощью технологии прокторинга

В дистанционной учёбе поможет технология. прокторингаЭто система, при которой специальная программа отслеживает работу учеников под наблюдением проктора. Ему предоставлен доступ:

  • к видеосвязи;
  • трансляции экрана;
  • звуку с микрофона;
  • Для контроля за работающими программами и подключенными к компьютеру у ученика устройствами.

Технологию прокторинга в олимпиадах 2020/2021 учебного года уже могли испытать учителя и ученики. Преподаватели, проводившие контрольные работы дистанционно, создавали аналог прокторинга своими силами, отслеживая поведение учеников по видеосвязи.

  1. С помощью платформ для оценки знаний

В качестве дополнительного цифрового инструмента предлагаются онлайн-сервисы, обеспечивающие защиту от плагиата.

Например, Classtime Это платформа, где учителя разрабатывают интерактивные тесты и сессии.

  • тестовое задание;
  • развернутый письменный ответ;
  • Клик по элементу таблицы или точке изображения (карты или диаграммы).

Учитель наблюдает за результатами учеников сразу же: на каждый вопрос педагог получает ответ в момент его получения от ученика. После завершения сессии можно загрузить файл с отчётом в формате PDF. Другой вариант — временно ограничить доступ к тесту и опубликовать результаты в удобное для учителя время.

Платформа предлагает настройки под названием «Антисписывание», которые позволяют ограничить время выполнения заданий, выдать вопросы и ответы в случайном порядке для каждого ученика, а также предоставить доступ к контрольным работам только с подтверждённых аккаунтов учащихся.

Для честной оценки знаний Classtime также использует геймификацию. На платформе есть две игровые механики:

  1. Верные ответы непосредственно после каждого вопроса.

Этот тест, напоминающий телевизионную викторину, увлекает учащихся по мере прохождения.

  1. Командные игры.

Это интерактивные занятия с сюжетом, реагирующим на ответы учеников. Например, в одной из командных игр популяция краснокнижного животного, закрепленного за командой, увеличивается с каждым правильным ответом: у кого больше особей, тот и победил. В другой игре строится парк развлечений, появляются новые аттракционы и здания. Игры сплачивают команды в ситуации, где вклад каждого важен, а остаться равнодушным к ним просто невозможно.