Фото: img.freepik.com

Изображения: Unsplash/ Рисунок: Юлия Замжицкая

Травля касается всего класса, а не только агрессора и жертвы. Чтобы в школе сформировать культуру неприемлемости агрессии, профилактику следует проводить со всем коллективом. Методологи Центра толерантности предлагают три упражнения для проведения во время классного часа.

Упражнение «Я тебя понимаю»

Это упражнение тренирует эмпатию и покажет подросткам на примере, что их чувства тесно переплетены с эмоциями окружающих.

Разделите группу на пары и попросите учеников определить, кто в каждой паре будет героем № 1, а кто — № 2. Место не имеет значения, эта договоренность нужна лишь для удобства.

Шаг 1Предложи первым участникам поделиться с партнёрами историями из жизни, где им пришлось пережить сильные эмоции.

Примеры:

  • Выходя из школы, я заметил, что телефон остался в столовой.
  • В день рождения мне преподнесли мольберт и краски, которые я так долго хотела. Даже не подозревала, что родители выберут именно это.
  • Вернувшись из кино очень поздно, забыл предупредить родителей. Входя в дом, обнаружил их обоих в коридоре.

Шаг 2. Вторые участники действуют как слушатели. Необходимо подросткам внимательно слушать говорящего, не прерывая его, и попытаться угадать, какие именно эмоции испытывал партнёр в описанной ситуации.

Номер один мог бы поддержать предположение и дополнить его разъяснениями, однако всё ещё избегать прямого обозначения чувства.

Примеры для педагога:

Я и понятия не имела, что родители сделали такой подарок! Почувствовала прилив тепла, даже жар, и руки стали дрожать.

Два человека стояли в коридоре. Мне стало как будто холодной водой облили. Внутри всё задрожало, руки покрылись потом. А мама продолжала смотреть таким же ледяным взглядом.

Шаг 3. По уточнениям и дополнениям дети с точностью определяют чувство.

Шаг 4. Через 5-7 минут участники меняются местами, теперь № 2 рассказывает, а № 1 слушает.

Обсуждение:

Вам было легко выполнить задание? Кто-нибудь сразу, с первого раза, определил все чувства?

Как отреагировали, когда товарищ пытался угадать ваши чувства? И как повелось, когда ему это удалось?

Важное ли дело высказывать другим, что мы постигаем их эмоции? При размышлении о случившемся собеседником, уместно ли отвечать: «Да, вероятно, ты испытал то-то и это»?

Упражнение «Почему мы не заступаемся?»

В случае с травлей важно, чтобы каждый человек проявлял к ней внимание. Это упражнение поможет детям понять, что буллинг — это отношения, на которые можно и нужно повлиять. И увидеть, что существует множество способов поддержать пострадавшего, начиная от простых слов поддержки и заканчивая активными действиями, требующими большего мужества.

Шаг 1. Когда происходит травля, всегда есть наблюдатели: люди, которые не защищают жертву и, возможно, даже своими действиями поддерживают агрессора. Почему люди обычно не помогают человеку, которого обижают? Возможно, стоит попытаться понять причины их поведения?

Напишите ответы учеников на доске или на листе бумаги для рисования, затем сгруппируйте их по общим темам.

Примеры для педагога:

Человек сам опасается последствий. Нападающий мощный, я от него убоялся.

Я не желаю оказаться в роли жертвы. Придя на помощь кому-то, со мной возможно также станут обращаться с грубостью, отчего это мне не выгодно.

Мои поступки ухудшат ситуацию. Можно жаловаться учителю, но всё будет только хуже: стану нелюбимым, и всем придется понести наказание. Лучше пусть сами разбираются.

Что мне делать? Непонятно, кому и как обращаться за помощью, как вмешаться.

Я общаюсь с человеком, которого многие считают агрессором. Мне нравятся его качества, зачем мне разрушать наши отношения? Впрочем, он ко мне хорошо относится.

Всё равно. Не моё дело, у меня дел по горсти.

Жертва раздражает. Не нравлюсь мне, потому что… Так ему и нужно, потому что…

Шаг 2. Если участники не озвучили какой-либо пункт, вы можете предложить его, но не принуждайте их к этому. Процесс будет продуктивнее, если участники будут генерировать варианты самостоятельно.

Не давайте вариантам оценку.

Шаг 3. Оставьте представленные учениками варианты на доске некоторое время, чтобы подростки могли проанализировать свое поведение, а вам — понять, с какими возражениями нужно продолжить работу.

Упражнение «Слова поддержки»

Это упражнение подскажет детям, что помочь человеку в беде легко и безопасно.

Шаг 1. Предложите школьникам прочитать или рассказать по собственному разумению примеры из книги Б. Колорозова «Травля».

Рассмотрите все возможные варианты, начиная с наименее рискованных и заканчивая самыми смелыми.

Можно перейти за другой стол в столовой, где не оскорбляют друг друга. Можно сказать жертве поддержки взглядом или поделиться своим мнением: «То, что он сделал, было подло. Хочешь сегодня погулять с нами?». Можно остановить агрессора публично или приватном разговоре. Можно выступить от лица жертвы. Поддержка может быть простой: не распространять сплетни и не смеяться над шуткой, пригласить «отверженного» к себе домой поиграть или сказать пару добрых слов при всех и подбодрить улыбкой. Более решительные могут присоединиться к тем, кто защищает обиженного. Можно встать на его защиту одному. Необходимо рассказать о травле взрослым.

Шаг 2. Начнем с обсуждения слов. Запишите на доске или флипчарте слова поддержки, каждое в отдельном облаке.

Расположите облака, оставляя пространство по соседству. Можно занять, например, лишь левую часть доски.

Оставьте одно облачко незаполненным — нарисуйте его контуры свободно от руки. Если среди предложенных вариантов ребята не найдут подходящий, пусть нарисуют его сами.

Шаг 3. Пусть учащиеся возьмут фломастеры или мел и напишут свои имена рядом с фразами, которые им хотелось бы услышать в трудной ситуации.

Имя можно написать несколько раз.

Можно подходить к доске небольшими группами из трёх или четырёх человек, чтобы избежать беспокойства и давки.

В сборнике методических рекомендаций «Каждый важен: интерактивные методы профилактики травли в школе» представлены похожие упражнения и сценарии для интерактивных занятий.

Педагогам Москвы и Московской области доступна бесплатная программа повышения квалификации. «Каждый важен» С 18 апреля доступен. В сентябре появилась онлайн-версия программы для педагогов по всей стране.