Фото: img.freepik.com


Содержание:

  • Что такое мультисенсорное обучение: исследования
  • Как работает мультисенсорное обучение и в чем его преимущества
  • Где применять мультисенсорный метод

Исследователи еще в 1960-х годах обнаружили: человек запоминает 10% прочитанного, 20% увиденного, 30% услышанного и 50% того, что видит и слышит одновременно. На основе этого наблюдения разработали мультисенсорный подход в обучении и развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

Что такое мультисенсорное обучение: исследования

Мультисенсорное обучение использует разные каналы восприятия, помимо слуха и зрения. В процессе обучения задействуются осязание, обоняние и движения. Ребенок не только слушает педагога и записывает, но и лепит из пластилина, рисует на песке или вырезает из цветной бумаги.

Мультисенсорный подход основан на работах нейропсихиатра Сэмюэла Ортона и педагога-психолога Анны Гиллингем. Исследователи пытались выяснить причины трудностей у некоторых детей с чтением и письмом. Установлено, что причина кроется в неравномерной работе полушарий мозга: тем, у кого доминирует правое полушарие, сложнее установить связь между звуками и буквами.

Как работает мультисенсорное обучение и в чем его преимущества

Познакомившись с новыми данными, мозг приступает к их переработке, применяя различные рецепторы ощущения.

  • визуальный — зрение;
  • аудиальный — слух;
  • Кинестетический — это движение, например, труд руками, взаимодействие с объектами, жесты.
  • Тактильный — восприятие через прикосновение, такое как ощущения фактуры, конфигурации, массы.
  • ольфакторный — обоняние;
  • вкусовой — вкус.

Чем активнее вовлечены разные органы чувств, тем прочнее знания запоминаются. Например, если одновременно услышать слово, увидеть его на доске и записать рукой, в мозге активируются слуховая, зрительная и моторная зоны. Добавление тактильных ощущений, например, письма в песок, может создать еще больше связей между нейронами.

Мультисенсорное обучение, активизируя различные каналы восприятия информации, обладает следующими преимуществами:

  • Этот подход учитывает все стили восприятия: визуалы лучше усваивают информацию зрительно, аудиалы — через слух, а кинестетики — посредством взаимодействия. Комбинирование разных методов передачи информации повышает эффективность обучения.
  • Разнообразие заданий (двигательные, визуальные, аудиальные, тактильные) делает обучение интереснее и повышает вовлеченность.
  • Усвоение информации происходит быстрее и легче, если ее представляют разными способами, а не только озвучивают, тем самым уменьшая когнитивную нагрузку.

Чем больше информации о предмете обрабатывает мозг, тем полнее становится образ. Так дети познают мир: видят яблоко, слышат его название, трогают, нюхают, пробуют на вкус. Как только все части сенсорного образа собраны — память интегрирует и фиксирует его.

Эксперимент когнитивного психолога подтверждает эффективность мультисенсорного обучения. Ричарда МэйераВ эксперименте испытуемых разделили на три группы. Первой предоставлена информация по визуальному каналу, второй — по слуховому, а третья получала информацию через оба канала. Память участников третьей группы оказалась лучше, чем у тех, кто получал информацию только по одному из каналов.

Где применять мультисенсорный метод

Мультисенсорное обучение эффективно во всех возрастных группах. Оно особенно нравится педагогам начальной школы, дополнительного образования и дошкольных учреждений.

Метод также эффективен при работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности: например, с задержкой развития, тяжелыми нарушениями речи, расстройством аутистического спектра, ДЦП, дислексией и другими нарушениями развития.

Область применения

Как используют

Специальное образование для детей с отставанием в развитии.

Мультисенсорное обучение использует несколько каналов восприятия одновременно, что сглаживает недостатки работы когнитивных функций. Благодаря этому повышается память, внимание, речь и координация.

Работа логопеда с детьми, имеющими тяжёлые речевые нарушения.

При нарушениях речи песко- и акватерапия оказывают благоприятное влияние на психоэмоциональное состояние ребенка и способствуют более быстрому овладению речевыми навыками благодаря включению тактильного, слухового и моторного восприятия.

Коррекция дислексии и дисграфии

Дети постигают чтение и письмо, изображая слова кончиками пальцев на воздушном пространстве, песке или шершавой поверхности, сопровождая каждое движение звуками.

Работа с детьми с РАС

Дети воспринимают информацию эффективнее, если ее доставляют с помощью приятных им сенсорических раздражителей. В работе применяют ароматерапию, тактильные предметы, музыку и светозвуковые панели в сенсорных комнатах.

Развитие моторных навыков у детей с ДЦП

Тактильные коврики, предметы разных фактур и весовые манжеты для стимуляции проприоцепции помогают детям ощущать своё тело, координировать движения и развивать моторику.

Обучение детей с нарушениями слуха

Для восполнения недосказанности слухового восприятия применяют визуальные карточки, тактильные игры и виброплатформы.

Обучение детей с нарушениями зрения

Получая информацию через обоняние и осязание, люди используют в работе тактильные книги, барельефные изображения и ароматизированные материалы.

Чем больше информации о предмете обрабатывает мозг, тем полнее становится образ. Дети познают мир подобным образом: видят яблоко, слышат название, ощупывают его, нюхают, пробуют на вкус. Как только все компоненты сенсорного образа получены — память его интегрирует и фиксирует. Рассмотрим примеры игр и упражнений из мультисенсорного подхода.

«Звуковые коробочки». В коробочки насыпаем рис, фасоль, бумагу, монетки. Ребенок слушает и находит пары с одинаковыми звуками. Вместе произносит слова, где есть определённые звуки, например «с» — «сыпется», «рассыпался», «сиплый».

«Счет на тактильных дорожках». Ребенок идет босиком по дорожке с разными поверхностями: ковром, фольгой, наждачной бумагой. При каждом шаге ребенок произносит вслух его номер. Можно бросить кубик и пройти выпавшее количество шагов, называя число.

«Математические пазлы». Пример (5+3) с одной стороны, а результат (8) с другой. Нужно сказать вслух и верно связать две половинки.

Мультисенсорное обучение повторяет и обогащает кодирование информации в мозге, уменьшая риск ее утраты.