
Математик Сергей Веременко и психолог Виктория Шиманская. обсуждают Обсуждается возникновение обид в школе и даются рекомендации по их разрешению.
1. Обида на учеников
Сергей Веременко:
Несколько лет тому назад я расстраивался от того, что ученики отклонялись от плана урока. Мне казалось, что мои старания по построению логики и продумыванию деталей были напрасными, ведь итог не совпадал с моим желанием.
Иногда ученики специально меня задевали. Например, однажды я не успел купить кофе, взял его в учительской и налил в пластиковый стакан. Во время урока заметил, что один ребенок совсем не участвует и будто что-то выжидает. Через некоторое время он сказал: «А деньги на нормальный кофе закончились? Теперь такой?» Я подыграл ему, сказав, что просто не успел и рад, что он внимателен.
Комментарий психолога
Обида возникает, когда чувства не совпадают с действиями или словами других людей.
Она рождается по двум причинам:
- Не оправдались ожидания.
- Поступки другого человека поразили чувствительную зону его душевного мира.
Чтобы избежать разочарования из-за не оправдавшихся ожиданий, следует рассматривать урок как эксперимент. Учитель в нем — исследователь: наблюдает за реакцией учеников, что вызывает у них отклик, а что нет. Можно сформулировать гипотезу, опираясь на уровень класса, запросы и особенности детей, а урок покажет, подтвердилась ли она. Полезно также разделять подготовку и сам урок, наслаждаясь ими как самостоятельными процессами.
Независимо от того, насколько неприятным кажется способ, которым кто-то пытается обидеть или оскорбить другого, его мотив оказывается удивительно положительным.
В жизни: подростки выкриками и оскорблениями провоцировали учителя на эмоциональную реакцию. Вместо того чтобы отреагировать, учительница проанализировала поведение учеников на этом уроке. Она сделала вывод, что таким образом они пытались показать свою «крутость» и то, что рамки слишком жесткие для них. Учительница стала больше учитывать ребят, и такое поведение не повторялось.
Фраза «намерение всегда позитивно» может вызвать сопротивление, ведь ученики ведут себя плохо. Но в самом желании самоутвердиться нет ничего плохого. Плохо то, как это делают. Подобные поступки говорят о тех, кто совершает их, а не о жертве. Понимание намерений смещает фокус с себя и своей уязвимости на истинные причины, вместе с этим пропадает желание обидеть в ответ.
2. Обида на коллег
Сергей Веременко:
Бывает, меня одолевают обиды, когда приходится выходить на замену или если коллега превзошел мои достижения. Думаю, в педагогических коллективах это случается часто, особенно там, где нет культуры обратной связи и принято молчать о своих переживаниях.
Комментарий психолога
Несогласия между сотрудниками появляются из-за двух причин.
- Отсутствие правил общения.
Люди воспринимают благодарность по-разному: одни всегда выражают ее и ожидают взамен, другие считают этот акт общения необязательным.
- Соревновательность.
Чужие триумфы причиняют боль человеку, который не признает свою хрупкость, не осознает своих недостатков и не видит своего неповторимого потенциала.
Если есть подозрение, что вы затронули чувства коллеги, обсудите ситуацию и объясните свою позицию. Используйте я-высказывания, чтобы выразить свои мысли: если знаете, какие действия или слова причинили боль, скажите о намерении, которое побудило вас так поступить. Возможно, человек все равно останется обиженным, но это его выбор.
С коллегами можно открыто обсуждать любые вопросы, даже если вы кого-то задел. Можно прямо сказать причину своего поступка и вместе найти решение. Важно говорить и не таить обиды, ведь это может нанести большой вред.
3. Обида на родителей учеников
Сергей Веременко:
Если у родителей всё хорошо с инстинктами, то кто-то поддерживает ребёнка и защищает его. Кто-то из взрослых справляется с этой задачей благополучно, а кто-то, не разобравшись в ситуации, агрессирует и обижает учителя.
Взрослые также имеют ожидания от образовательного процесса, и его несбыточные результаты воспринимают как вину учителя. Как я всегда говорю: слезы из-за двойки — это только слезы родителей. Ребенок не осознает негативной окраски двойки до тех пор, пока не услышит о ней обратную связь от них.
Комментарий психолога
При разгоревшемся конфликте между родителями и учителем, важно вести конструктивный диалог.
- Показать, что у вас общая цель.
«Понимаю и ценю вашу позицию в отношении ребёнка, это ему действительно важно».
- Укажите причины возникновения такой ситуации.
Для этого без ущерба для чувств родителей лучше избегать разговоров о ребенке конкретно, а сосредоточиться на общем описании ситуации, в отвлеченной форме. Можно использовать рисунки на доске или бумаге, чтобы продемонстрировать последовательность событий и причины полученного результата.
- Совместно обсудить, что делать дальше.
Главное — не поддаваться эмоциям и не принимать на свой счет агрессию родителей. Родители защищают ребенка и пока не успокоятся, бесполезно говорить о том, в чем ребенок был неправ. Лучше дать им возможность прожить боль и выговориться — в этот момент им гораздо страшнее за ребенка, чем за себя.
Чтобы избежать обид, прежде чем действовать, всегда формулируйте свое намерение.
Например: «Дорогие мои ученики, я никого не хочу задеть, но оценки будут поставлены по показателям, о которых мы говорили. Моя задача была лишь проверить уровень знаний». Или: «Дорогие родители/дорогие коллеги, возможно, сейчас вы меня не понимаете, но мое намерение — изменить ситуацию». Так вы снижаете вероятность обид.
Материалы по теме:
- Структура обиды: причины возникновения и пути преодоления.
- Что препятствует взаимопониманию между педагогами, учениками и их родителями?
- Как быть нестандартным преподавателем или Умение высказывать недовольство родителям, коллегам и начальству