Фото: img.freepik.com

Школа «Олимп-Плюс», основанная 25 лет назад, была одной из первопроходцев в частном образовании. Однако со временем подходы к обучению и оснащению устарели, школа столкнулась с кризисом: снижение числа учеников, финансовые трудности, потеря конкурентоспособности. За шесть лет команда «Олимпа» смогла повысить качество обучения до нового уровня и вернуть школе прежний статус. Светлане Моториной Ирина Шатова, академический директор «Олимп-Плюс», поделилась информацией.

Почему школе необходимо меняться

Родители всё больше ориентированы на качество образовательной среды и избирательны в выборе школы, а образовательные учреждения вынуждены отвечать этим требованиям, чтобы оставаться конкурентоспособными.

Мы имели слишком жёсткую структуру и не отвечали современным требованиям образования. Выпускники получали недостаточно знаний и навыков для успешной работы на рынке труда и поступления в вузы.

Финансовый кризис возник из-за недостатка средств даже для оплаты нормальных зарплат, поскольку привлечь необходимое количество детей не удалось. Вспомню один неприятный год: к дню открытых дверей пришли шесть родителей, а нам требовалось 18 человек в каждом классе.

Как сделать школу современной

Собрать команду, готовую к изменениям

Бывший руководитель школы, её основательница, поняла, что для выживания организации нужен новый управленческий состав. Она представила нам Романа Игоревича Котова, руководителя школы «Наши Пенаты», которая сейчас называется ЧОУ ОО МСШО, и первого директора лицея МГИМО. Мы стали частью их системы.

В течение полугода осуществлялось наблюдение за нами. Затем руководство предложило Михаилу Лебедеву, бывшему заместителю директора по учебной работе «Новой школы», должность академического директора. Коекий период нас даже именовали малой «Новой». Роман Игоревич привлёк в школу HR-команду, проводящую оценку сотрудников. Всех предупредили о предстоящих изменениях. Кто-то ушёл добровольно, кому-то предложили сменить должность или уйти, а кому-то — перейти на заочную форму преподавания.

В школе сохранилось примерно тридцати процентов бывших педагогов. Среди них была и я, человек, желающий перемен.

Внедрить эффективный формат оценивания

Главное, что мы внедрили, — формирующее оценивание. До внесения изменений всё шло по давно установленной схеме: поднятая рука, ответ у учебника — оценка. Представьте, как непросто было детям и родителям принять, что теперь не будет 20 или 10 отметок за период, а всего три. В связи с этим пришлось много общаться с семьями. Часть родителей так и не согласилась с новшествами и перевели детей в другие школы.

Сформулировать ценности

С новым коллективом мы прописали ценности.

  • Уважение Это взаимодействие всех участников образовательного процесса – детей, родителей и педагогов с заботой об окружающей среде.
  • Развитие Мы верим в важность внутренней мотивации для учеников и педагогов, а также в развитие субъектной позиции детей.
  • Безопасность Мы поддерживаем важность пространств, эмоциональной атмосферы и общения. Считаем, что просить помощи — это нормально и не повод для стыда.
  • Ответственность Независимо от ситуации, прежде всего ведём диалог с сторонами конфликта, изучаем их побуждения и согласовываем последующие шаги. В случае затруднений с выполнением договорённостей стараемся оказать поддержку.

В крайних ситуациях, при отсутствии совпадения ценностей ребенка с нашими и выполнении договоренностей, возможно расставание.

Сформулировать правила

Мы разработали правила, руководствуясь ценностями. Ученики сами оценивают, насколько им удается их соблюдать. В каждом классе рефлексия проходит по-разному: в одном классе правила представлены в виде воздушных шаров, которые поднимают вверх в конце недели в зависимости от того, какие правила были выполнены. Еще есть круг рефлексии, на котором ребята оценивают свою работу как команда и индивидуально.

Учителя очень много рефлектируют. Сразу после уроков все рассказывают о своих открытиях и находках. Обсуждают особенности детей, которые учатся у нескольких учителей, ищут вместе подходы к ним. Раз в пять недель после каждого модуля проводят большие встречи: делят трудными кейсами, обсуждают то, что получилось.

Изменить образовательное пространство

Сейчас везде прозрачные двери. Хотя и раньше мы заявляли о своей открытости, на любой урок можно было зайти, но в реальности это случалось редко. Недавно проходило мероприятие «Выездная школа». По его задумке нам временно пришлось заклеить прозрачные части дверей. Детей не предупредили, поэтому они начали снимать наклейки. Учителя от этого тоже были не в восторге, делились, что так работать невозможно, будто в замкнутом пространстве. Еще три года назад такую реакцию представить было сложно.

Позаботиться о педагогах

В школе разработали службу поддержки педагогов под названием «Орден Феникса». Это пространство, где учителя могут обсудить свои тревоги, страхи, проблемы – не только рабочие, но и все, что их беспокоит. Главная задача – профилактика выгорания, укрепление эмоциональной устойчивости. Ведь только здоровый взрослый может стать мудрым, вдохновляющим, авторитетным и безопасным учителем.


Материалы по теме:

  • Трансформация пространства
  • В Москве пять школ предлагают новые подходы к обучению.
  • «Это не простая школа — это семья»: тайны успешности физико-математического лицея имени Капицы.