
Учителей русского языка и литературы попросили рассказать о сложностях, которые испытывают ученики. Вместе с школой ИКРА, специализирующейся на креативном мышлении, разработана методика вызова интереса у школьников к изучению сложных тем нестандартным подходом. Приведены примеры и методики CRAFT для увлекательного изучения правил русского языка и проблемных вопросов на уроках литературы.
О методике
CRAFT (Творческие алгоритмы, рамки и инструменты) — это… сертифицированная в РоссииМетодология создана основателем Школы инноваций и креативного мышления ИКРА Василием Лебедевым. Она помогает генерировать идеи и преобразовывать их в практичные и полезные решения. Преподаватели могут использовать ее для того, чтобы заинтересовать учеников своим предметом. Например, в Павловской гимназииИзменили обычную работу по профориентации школьников, чтобы она выглядела как презентация проектов для руководителей Сбера.
Методика базируется на концепции «фрейма».
Это распространенная модель ситуации, возникающая при восприятии определенного понятия. Фрейм включает в себя контекст, роли и взаимосвязи между ними.
Пример: Фрейм «Урок по географии». В классе преподают географию, использую карту, указку, учебник, атлас. Учитель ведёт урок, ученики записывают информацию.
CRAFT помогает генерировать новые идеи путём объединения двух разных концепций. К примеру, урок по географии можно соединить с сюжетом зомби-апокалипсиса: школьники изучают континенты и оценивают, насколько они подходят для выживания в такой ситуации.
Методология состоит из шести шагов:
- Джунгли исследований
Анализируем ситуацию, сложившуюся в текущем кадре. Выявляем участвующие роли, изучаем мотивацию, сложности и ценности каждого участника. В качестве примера: как устранить скуку у школьников на уроках географии? - Поляна задач
Конкретизируем проблему и переформулируем ее в задачу.
Ученики не видят практического применения географических знаний.
Цель — продемонстрировать школьникам реальную важность географических знаний. - Гора идей
Для решения задачи создадим новый контекст. Представь ситуацию, где знание географии может спасти жизнь: зомби-апокалипсис. - Гора действий и предметов
Находим метод реализации нового шаблона в жизни. Например, разрабатываем упражнения для занятия. - Пещера сокровищ
Анализируем возможности, определяемся с источниками дохода, создаем схему ведения бизнеса.В школьном контексте это планирование занятия, подготовка дополнительных материалов. Например, вспомним мобильную игру «Зомби против растений». Попробуем урок географии провести в её стиле. Для этого привносим элемент физкультуры — поиграем на улице в вышибалы по мотивам популярной игры. Только мяч будет с вопросом по географической теме. Тот, кому попадет мяч, отвечает.
- Поля внедрения
Изучаем концепцию, анализируем ход занятия и реакцию, получаем отзыв учащихся и совершенствуем подход.
Можно двигаться не поэтапно, пропуская некоторые моменты. Например, придумать, как преподавать сложные темы в старших классах, подготовить задачи для уроков литературы и русского языка можно будет в три этапа.
Дети испытывают трудности с запоминанием правил написания букв «н» и «nn».
Шаг первый: Поляна задач
Конкретизируем проблему.Определим причины, место и обстоятельства затруднений. Рассмотрим трудности с темами для пятого-седьмого класса. К примеру, учащиеся седьмых классов испытывают сложности с запоминанием правила правописания «Н» и «НН» в причастиях.
Переформулируем проблему в задачу:Каким образом добиться того, чтобы ученики 7 класса заучивали правило правописания Н и НН в причастиях раз навсегда?
Шаг второй: Гора идей
Маскируем задачуЧтобы найти решение, выйдем за рамки текущего контекста. Игнорируем трудности русского языка и:
- Вместо людей и предметов в кадре – кто-то или что-то.
- Ищем более абстрактный образ или аналогию для действия: не «запомнили тему…», а «усвоили…».
- Сформулируем вопрос образцом «Где и когда выполняется заданная задача?».
Как достичь постоянного владения чем-либо?
Теперь подбираем для этой задачи фреймРассмотрим ситуацию, которая включает в себя контекст, участников и их отношения.
Например, студент претендует на работу официанта. Ему нужно запомнить меню наизусть.
Шаг третий: Гора действий и предметов
Разрабатываем содержание урока в рамках предложенной модели. Создаём увлекательную историю, которая сделает сложные темы русского языка похожими на игру. Формулируем план занятий, составляем упражнения и другие материалы.
Концепция:Известный повар открывает новое заведение и принимает заявления от желающих стать официантами.
Сценарий и задания: Предупредите детей о том, что на следующем занятии состоится игра «Трудоустройство в ресторан». Дома попросите их составить небольшое письменное описание себя для собеседования, используя причастия с одной буквой Н. На уроке разберите эти тексты. Затем ученики поменяются резюме, найдут в них страдательные причастия и выпишут отглагольные прилагательные.
Для занятий по сложной теме русского языка составьте распределительный материал — «меню» с блюдами, имеющими названия с одной и двумя буквами Н. С ним можно работать разными способами.
- Поочерёдно дети приходят к доске, заполняют пробелы буквами и обосновывают свой ответ.
- Раздать ученикам карточки с меню для самостоятельной проверки ошибок.
Для закрепления пройденного предложите ученикам дома составить сезонное меню с нестандартными именами блюд, например, «Срезанные цветы», «Туманное утро», и указанием способов приготовления: запекание, бланширование, тушение.
Система оценки:Рассмотрите возможность работы официанта на разных уровнях: начинающий, опытный и старший.
- Достаточно младшему знать правило, исключения и выполнить домашнее задание.
- Среднему предстоит выполнить дополнительные задачи.
- Чтобы стать старшими официантами, ученикам требуется помощь учителю в проверке заданий одноклассников.
Учитель устанавливает количество заданий, а систему поощрения можно заменить жетонами. Ученик с большим количеством жетонов получает более высокую оценку.
Дети пугаются толстых книг и предпочитают читать краткие пересказы.
Шаг первый: Поляна задач
Конкретизируем проблему:Ученики десятого класса изучают «Войну и мир» Л. Н. Толстого лишь по сокращенному пересказу, так как с пятого класса объем произведения их наталкивает.
Важно заинтересовать, чтобы глубже погрузиться в контекст, чем просто заставить прочитать полностью «Войну и мир» и проверять усвоение информации.
Формулируем задачу:Как привлечь внимание учащихся десятого класса к роману «Война и мир» Л. Н. Толстого, учитывая его обширный объём?
Шаг второй: Гора идей
Маскируем задачу: Как заинтересовать кого-то в изучении чего-либо, даже если материал объёмный?
Подбираем фрейм.Например, сыскное бюро. Следователь, расследующий важное дело, должен непрерывно искать и осваивать что-то новое.
Шаг третий: Гора действий и предметов
Концепция:Сыщика поручают проанализировать разноречия в произведении «Война и мир».
Сценарий и задания:Разделим класс на группы по пять человек, каждая группа организует собственное детективное бюро. Задачи будем распределять по различным направлениям.
- В рамках анализа семейных историй обращают внимание на семьи Ростовых и Болконских, проводя параллели с актуальными семейными динамиками.
- В романе исследуются взгляды Льва Николаевича Толстого на нравственные темы, выраженные как женскими, так и мужскими героями.
- Изучают события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 годов, сравнивают образы персонажей и так далее.
Формулируйте вопросы уроков так, чтобы поиск правды казался захватывающим делом. Например: «Толстой, описывая исторические события, допустил фактические ошибки?». Предложите детям разные методы поиска ответов: интервью с учителем истории, визит в исторический музей, библиотеку. Лучшее «детектитивное бюро» получит приз зрительских симпатий: удвоенная отметка или дополнительные баллы к рейтингу учеников, если таковой имеется.
В ходе всех занятий учащиеся ведут тетради, заполняя их фотографиями, картами местностей, отрывками из мемуаров и газет, отзывами критиков о произведении. Формулируют гипотезы и описывают их в записях, что способствует более глубокому погружению в роман-эпопею. Преподаватель может дополнительно заинтересовать учеников «удостоверением»: фрагментами текста с закрашенными словами, обрывками изображений людей, поврежденными письмами.
Система оценки:Проведите последний урок в формате выставки. Разделите класс на зоны и попросите команды оформить их: прикрепите на пробковую доску фотоматериалы из своих исследований, выложите на столы важные документы и папки с делами. Пусть представитель команды расскажет о работе: что удалось расследовать, к каким выводам пришли. одноклассники задают вопросы, за ответы команда получает дополнительные баллы.
Преподаватель выставляет оценки презентациям групп по этим критериям:
- Подробно о методах исследования, использованных материалах и полученных выводах. Оценка качества обоснования.
- точность изложения;
- сплоченность команды;
- креативный подход к оформлению зоны;
- ответы на вопросы.
За 15 часов программы 10 класса «Война и мир» команды погружаются в исторический контекст, отвечают на нравственно-философские вопросы и разбирают связи между героями. Фрейм держит внимание на высоком уровне и добавляет соревновательный элемент, которого не хватает в школьных программах по литературе.
Трудности подростков с восприятием сложной литературы.
Шаг первый: Поляна задач
Конкретизируем проблему:О выпускниках одиннадцатого класса не хватает исторической образованности для восприятия действительности, показанной в романе Александра Исаевича Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ».
Формулируем задачу:Как помочь старшеклассникам осознать историческую основу событий, описанных в романе «Архипелаг ГУЛАГ» Александра Исаевича Солженицына?
Шаг второй: Гора идей
Маскируем задачу: Как побудить кого-либо погрузиться в какую-либо тему для возможности делать выводы?
Подбираем фрейм.Журналисту поручают освещение происшествий в секретном месте. Задача — изучить местное общество и добыть сведения для руководства изданием.
Шаг третий: Гора действий и предметов
Концепция и задание:Журналистам предстоит узнать о жизни в лагере, проанализировать ситуацию и написать статью.
Преподаватель подготовил отрывки из книги с описанием мест событий, рассказами и письмами заключенных. Часть информации «засекречена»: для её поиска необходимо обратиться к библиотекарю. У того будут готовые материалы о героях повествования. Позволить ученикам использовать исторические архивы в интернете: газеты, базы данных библиотек, сайты музеев.
Ищите фотографии лагерей, портреты политзаключённых, схемы их расположения и пропагандистские материалы той эпохи.
Предложите учителям истории и географии провести формат интервью с учениками на тему сталинской эпохи.
Главный редактор, выступающий в роли учителя, определяет оценки учеников по установленным критериям.
- глубина и обоснованность анализа;
- оригинальность подхода;
- Ясность, стройность подачи и внешний вид презентации (визуальная составляющая).
- Способность к сотрудничеству и обмену достижениями.
- ответы на вопросы.
CRAFT предложит оригинальные способы общения с учащимися, заинтересовать и не отпускать их внимания. Новые условия, обязанности и связи между участниками обучения развеют однообразие и вдохновят как детей, так и педагогов.
Материалы по теме:
- Как заинтересовать учеников на протяжении всего учебного занятия.
- Три инновационных подхода для упрощения работы педагогов.
- Три подхода к креативному переосмыслению занятий в школе.