Фото: img.freepik.com

Содержание:

  • Что значит «каприз»: желание или средство коммуникации?
  • Почему ребенок капризничает
  • Как понять, почему ребенок грустит, и что сделать?
  • Практические рекомендации для воспитателей

Ежедневные капризы в группе выматывают даже самого уравновешенного воспитателя. Похоже, все уже пробовали разные подходы: мягкость, строгость, отвлечение, уговоры, но поведение остаётся прежним. Наступает усталость, тревога и ощущение бессилия.

Статья посвящена выходу из замкнутого круга поведенческих реакций: разбор причин детских капризов, поддержание ребенка в настоящем моменте и создание условий для лучшего управления эмоциями.

Что означает слово «каприз»: желание или форма взаимодействия?

Каприз — это поведение, которое кажется взрослым бессмысленным. Например, ребенок отказывается есть из желтой тарелки, требует надеть носки определенного цвета или не дает застегнуть куртку. Родители и педагоги считают это обычной прихотью или упрямством. Часто такое поведение воспринимается как попытка манипулировать или проверить границы.

Каприз — это способ ребенка выразить свое эмоциональное состояние: усталость, перевозбуждение, тревогу или дискомфорт. У маленьких детей пока нет достаточного словарного запаса для описания своих чувств, поэтому малыши прибегают к телесным проявлениям и поведению.

Мамы малышей могут наблюдать, как ребенок сначала смеётся и играет, а затем через несколько минут начинает кричать, кусаться или падать на пол. Это напоминает истерику без видимой причины. Но всегда есть причина такого поведения, просто родитель её не понимает, а ребёнок ещё не умеет объяснить свои чувства.

Каприз — не метод воздействия на взрослого, а знак того, что ребёнку тяжело, ему требуется помощь. Родитель или воспитатель должны разобраться в причине реакции и поддержать ребёнка.

Почему ребенок капризничает

Чаще всего причина капризов — отсутствие навыков управления собственными чувствами: утомлением, разочарованием, волнением или беспокойством. У малышей способность к саморегуляции пока не развита.

  • они плохо понимают, что именно чувствуют;
  • Не обладают контролем над чувствами и физическими проявлениями.
  • Не умеют попросить о помощи иначе, как поведением.

Несколько причин, из-за которых дети часто капризничают:

Причина

Как проявляется

Переутомление

Жизнь ребёнка насыщена впечатлениями, действиями, звуками, из-за чего психика испытывает трудности.

Голод или дискомфорт

Малыш может показывать, что ему жарко, давит одежда или хочет пить, если не может это сказать.

Фрустрация

Может быть, не удалось получить то, чего хотелось, ожидание было длительным, ребенку сложно справиться с чувством гнева, обиды или разочарования.

Потребность во внимании

Младенцу это особенно важно в переломные периоды: перед сном, после расставания с мамой и папой, в незнакомом месте. Ребенок может вести себя беспокойно, проверяя, есть ли взрослый поблизости.

Изменения

Изменения в жизни малыша могут привести к дисбалансу.

Как понять причину детской истерики и утешить ребенка.

Три вопроса позволят быстро понять причину неполадки.

  • Что случалось до выяснения отношений?
  • Какие чувства испытывает он? Усталость, скука, тревога, гнев.
  • Как человек себя ведет в подобных обстоятельствах? Например, может закричать, бросить предметы, драться.

Трёхлетний ребенок каждый вечер перед сном устраивал истерику, из-за чего мама с трудом укладывала его. Родители не понимали причину. После наблюдений выяснилось, что за час до сна приходит папа, которого долго не было дома. Время с ним — радостное, но возбуждение накапливается, и малыш просто не может быстро переключиться. После того как к вечернему ритуалу подключился папа и начал читать ребенку книжку, истерики прекратились.

Как помочь в моменте:

  • Сохраняйте спокойствие. Ребенок воспринимает эмоции сильнее слов. Громкий голос, раздражение или невнимание лишь усугубляют его тревогу.
  • Дайте опору. Объясни, что видишь: «Ты расстроен, так как игра завершилась раньше».
  • Если позволяет обстановке, отведите в спокойное место. Иногда изменение обстановки способствует более быстрому восстановлению сил.

При детских капризах важно говорить спокойно и четко, не применяя давления. Взрослый, находящийся рядом и оказывающий помощь, способствует быстрому умиротворению малыша.

Практические рекомендации для воспитателей

Для уменьшения числа капризов необходимо создавать среду, где детям проще управлять своими эмоциями и поведением. Воспитатель может использовать некоторые практические приёмы для работы с детьми в группе.

  • Поддерживайте четкий распорядок дня. Детям проще следовать правилам, если известно, что будет дальше. Если после завтрака каждый день уходит прогулка, то дети чувствуют себя увереннее. Но внезапные перемены, например, сегодня рисование перед сном, а завтра шумные игры, нарушают ритм, малыши теряют ориентир и капризничают.


    Педагогу лучше сказать вслух план на ближайшее время, к примеру: «Сейчас проведем игру, затем соберемся и пойдем гулять».

  • Обеспечьте мягкое перетекание с одной деятельности на другую. Изменение занятия может вызывать возражения, например, ребенок увлеченно конструирует, а воспитатель неожиданно говорит: «Убираем, идем обедать». Полезно заранее обговаривать дальнейшие действия и предоставлять 1-2 минуты на переключение: «Сейчас мы заканчиваем играть, скоро будет перекус».
  • Предлагайте выбор, но в рамках допустимого. Дети активнее участвуют, если ощущают возможность влиять на ход событий. Вместо «Садись сюда» или «Убираем игрушки», лучше предложить: «Хочешь сесть за зеленый или за синий стол?», «С кубиками или с машинками начнем убирать игрушки?», «Будешь лепить или рисовать?»
  • Обустройте пространство для отдыха. Иногда малышу полезно отдохнуть подальше от игр, чтобы восстановиться. В группе можно устроить тихое место: подушку, коврик с книгами или мягкий уголок. Дети могут придумать ему название, например, «домик спокойствия». Туда можно прийти, чтобы переключиться и побыть в тишине.


    Если ребёнок понимает, что у него есть место, где ни о чём не просят, то со временем будет туда приходить сам, даже если не скажут.


    Во время организации правил и режима помните о пространстве. Капризы снижаются, когда дети находятся в группе с понятной доступностью: на какой полке взять материалы, чем заняться без указаний взрослых. Такая среда с выделенными зонами помогает малышам чувствовать безопасность.

Читайте также:
Создание благоприятных условий для роста и развития ребёнка.

Подробнее

  • Будьте последовательны. Правила действуют только при постоянстве. Если в понедельник за крик ребёнка исключают из игры, а во вторник изображают, что ничего не случилось, то ребёнок быстро понимает нелогичность ситуации и вновь пытается проверить пределы дозволенного.


    Если группа установила правило убирать игрушки перед прогулкой, то это правило должно выполняться каждый день. Независимо от того, капризничает ли кто-то сегодня или не в настроении, правило остается неизменным. Это даёт детям ощущение надежности: мир предсказуем, а взрослый выполняет обещания.

  • Обсуждайте поведение с родителями. Иногда детские настроения дома отображаются на групповой динамике. Если ребёнок проявляет беспокойство, капризы или становится замкнутым, обратитесь к семье для разговора.


    Ребенок стал капризничать ежедневно. Разговор с мамой показал причину: развод родителей и проблемы со сном дома. Это дало воспитателю понимание необходимости скорректировать подход: добавить спокойных занятий, снизить требования и увеличить поддержку, что немного облегчило состояние ребенка.

  • Признаки непослушания – естественный этап развития. Когда родители сохраняют спокойствие, стремятся разобраться в причинах вспышки гнева и обеспечивают ребенка комфортной атмосферой, со временем ребенок постигает самостоятельное управление своими чувствами.