
Картинки: Depositphotos / Рисунок: Юлия Замжицкая
Взрослым странно слышать от детей и подростков слово «скучно», ведь в огромном неизведанном мире так много занятий и развлечений, а у ребят пока ещё есть на них время. Но всё чаще… проводят Смартфон прикован к лицу, взгляд устремлен в экран. В реальном мире нет интереса. Марина Ризванова Изучает явление детской скуки и методы её преодоления.
Что такое «непродуктивная скука»
Иногда всем хочется развлечения. Но скука может приносить пользу: человек поскучает и придумает себе интересное занятие, хобби. Он всё больше времени проводит в любимом деле и становится мастером своего дела. Скуки он испытывает всё реже, ведь чем глубже погружаешься в тему, тем больше открывается нюансов, возможностей, путей исследования.
Есть дети, которые не могут найти свой интерес. Берутся за что-то и бросают, даже не успев понять суть. Ищут что-то новое, убеждаются в ошибке и продолжают скучать или «прожигают время» — уходят в игровую зависимость, листание ленты новостей в социальных сетях. Такая скука непродуктивна.
Когда больше всего ностальгируют по детству дети?
К проявлениям скуки чаще всего склонны некоторые дети. В группу риска входят:
- единственные дети в семье;
Избалованным вниманием с детства, такие дети привыкли, что постоянно кто-то о них заботится и развлекает. Повзрослев, им трудно справиться с задачами самостоятельно.
- дети четырех-пяти лет;
В этом возрасте малыши могут скучать, если им не уделяют внимания. Такое случается потому, что четыреёхлетние дети ещё не умеют сами себя развлекать.
- школьники с 3-го по 7-й класс;
В третьем классе популярность теряют занятия, которые можно назвать «детскими»: игры, творчество – аппликации, рисование, лепка. Заменить их сразу же непросто. Подростки 5-7 класса возвращаются к творчеству уже на новом уровне, но всё ещё не могут определить свои интересы и увлечения, находясь словно на распутье.
- дети родителей-трудоголиков.
Родители, постоянно занятые работой, не могут обучить детей распоряжению свободным временем, поскольку сами испытывают подсознательный страх перед ним и не проявляют стойкого интереса к внешнему миру.
Причины непродуктивной скуки
1. Ребенка не научили ничем интересоваться.
Интерес к чему-либо зарождается во взрослом возрасте. Ребенок, которому в детстве не уделяли внимания, не представляет, чем можно заняться увлекательно, и опасается чего-то нового.
Взрослые, постоянно развлекавшие малыша и подаривавшие ему готовые впечатления, могли вызвать у него эмоциональное истощение и перенасыщение с самого юного возраста. Ребенок в этом возрасте не способен добывать эмоции самостоятельно.
2. Скука — семейное занятие.
Ребенок в семье не наблюдат пример заинтересованных взрослых, желающих развиваться. Может быть повседневной скукой окружающая среда.
- взрослые жалуются на рутину «работа-дом»;
- включают телевизор и смотрят все подряд;
- В воздухе витает тяжелое чувство уныния и разочарования в существовании.
Для ребёнка это становится обычным делом, ему непонятно, что может быть по-другому, и он не предпринимает попыток заняться чем-либо.
3. Страх неуспеха.
Сложности реальной жизни, обязанности и необходимость прилагать усилия пугают ребенка. Страх неудачи и несогласия со стороны взрослых может побудить его искать убежища в яркой, эмоционально привлекательной и безопасной «жизни» компьютерных игр и социальных сетей.
4. Желание внимания родителей.
Жалобы о скуке могут быть скрытым образом просьбой о контакте: «Обрати на меня внимание, чем-нибудь займись со мной». Ребенок надеется, что грустное выражение лица и демонстрация тоски привлекут к нему родителей хотя бы на короткое время.
5. Желание помочь родителям.
Детская скука может быть способом отвлечь родителей от собственных трудностей: проблем со здоровьем, эмоциями, отношениями, работой или финансами — всего того, что связано со взрослой жизнью.
В семье, проходившей у Марины Ризвановой терапию, чем сильнее родители ссорились и отдалялись друг от друга, тем чаще сын проявлял истерики. Он жаловался на скуку, плакал и заставлял играть в игры. Ребенок бессознательно пытался сблизить родителей собственным существованием и необходимостью им заниматься.
Как бороться с детской скукой?
- Предлагать увлечения.
Полезно, когда у ребёнка разнообразный опыт: от чтения и общения до творчества, спорта, игр на свежем воздухе. Часто можно водить его на кружки, развивающие занятия и мастер-классы, где ребёнок сможет чему-то научиться и попробовать различные виды деятельности.
В случае особой заинтересованности он будет продолжать тренироваться, сосредоточившись на одном или двух хобби. Так развиваются сила воли, терпение и уверенность в себе: «Я смогу, у меня получится».
- Привлекать к домашним делам.
Этот метод не только борется со скукой, но и налаживает взаимоотношения между родителями и детьми, а также готовит ребёнка к самостоятельной жизни.
- Приучать занимать себя самому.
Родители могут составить список интересных занятий с ребенком, купить творческие наборы, помочь определить цель, например, предложить сделать подарок папе к возвращению с работы — то есть «подготовить почву». Теперь ребенок может позвать друзей и заниматься вместе, либо справляться самостоятельно.
- Чаще разговаривать по душам.
С ребёнком, жалующемся на скуку, важно обсудить его чувства, настроение, желания и мечты. Для этого нужно проявить интерес и внимание, чтобы понять его состояние и вместе придумать способы решить проблему.
- Заняться собой и своей жизнью.
Когда у родителей есть хобби и увлечения, это открытость новому и оптимизм передаётся детям. Потому перед тем как спасать ребёнка от скуки и решать его проблемы, стоит присмотреться к своей жизни и досугу.