
В статье рассказано о геокешинге как способе обучения: для чего его используют в школах и как его внедрить в учебный процесс.
Что представляет собой геокешинг и как его можно применять в обучении.
Геокешинг — игра, где участники с помощью GPS-устройств находят тайники по заданным координатам. Некоторые игроки прячут контейнеры с предметами и публикуют их координаты на сайтах, другие же стараются найти. Маршруты обычно пролегают по местам, представляющим природную, историческую и культурную ценность: в городах, лесах или парках. Главный смысл игры — узнать больше о местных достопримечательностях.
В образовательной системе правила геокешинга изменили, применяя игру для обучения. Чтобы найти тайник, дети разгадывают загадки, решают задачи, вспоминают школьные уроки. Помимо усвоения новых тем и закрепления пройденного, геокешинг ещё полезен в школе — об этом далее.
1. Мотивирует обучаться активно. Образовательный геокешинг — игра, где ученики соревнуются, находят новое и открывают для себя интересные места. Вместо того чтобы просто запоминать информацию, дети выполняют задания, что повышает интерес к предмету.
Развивает критическое мышление и умение решать проблемы. В поисках сокровищ ребята разгадывают логические загадки, изучают факты и совместно принимают решения.
Навигатор указывает местоположение тайника с точностью от двух до нескольких десятков метров, поэтому для поиска клада потребуется использовать подсказки из его описания, внимательность и остроумие. Можно намеренно увеличить погрешность для увеличения сложности поиска.
Андрей Чипышев поделился опытом применения методики «Геокешинга» в обучении на вебинаре.
Каждый член команды может раскрыть свой потенциал. В квесты по геокешированию можно включать сразу несколько дисциплин.
- Математика нужна для вычисления расстояний и направления.
- география — чтобы ориентироваться в ландшафте;
- Биология нужна для того, чтобы отличать растения от животных.
- Цель поездки — осмотреть интересности, попадающиеся на маршруте.
Создание увлекательной и содержательной игры упрощается при сотрудничестве с педагогами различных дисциплин.
Способствует развитию социальных навыков и способности к командной работе. Для достижения успеха необходимо умело сотрудничать в группе, способствовать диалогу, обосновывать собственные позиции, проявлять уважение к мнениям других и принимать совместные решения.
В геокешинге победа возможна только тогда, когда участники действуют согласованно. Детям важно совместно продумывать маршрут, принимая во внимание обстановку, а не основываясь на личных предпочтениях.
В школе учащиеся постигают ценность сотрудничества.
Сотрудничество подразумевает совместную работу, где каждый выполняет свою задачу с одинаковой самоотдачей и принимает на себя ответственность. Лишь согласие со всеми идеями без собственных вкладов не является настоящим сотрудничеством. Ребята постепенно осознают это различие.Андрей Чипышев о методе «Геокешинга» в обучении.
Обеспечивает возможность заниматься физическими нагрузками на открытом воздухе. Игра перемещает обучение из класса на открытую площадку. Ученики путешествуют по различным местам, изучают окружающую среду и, желая первым достигнуть финиша, действуют стремительнее остальных игроков.
В реестре образовательных технологий геокешинг назван игрой, помогающей ребёнку самостоятельно изучать окружающий мир. Игра развивает наблюдательность, пространственное мышление, а также учит эффективно общаться, договариваться и правильно передавать информацию.
Андрей Чипышев, по теме вебинара «Использование методики “Геокешинга” в образовательной деятельности».
Какие виды тайников и квестов подходят для образовательной игры «геокешинг»?
В образовательном геокешинге существуют разные типы кладов для уроков, зависящие от места проведения и целей. Клады отличаются содержанием и формой, но все выполняют учебные задачи.
1. Традиционный тайник. Это контейнер, содержащий задачи или указания. Внутри обычно лежит лист с вопросом или материал, например, часть карты, карточки с формулами или описание природных явлений, и игрокам нужно понять, к чему это относится и куда ведёт.
2. Тайник-загадка. Это загадка или задачка по логике, решение которой поможет найти местоположение главного сокровища.
3. Пошаговый тайник. Игра включает минимум две точки. На первой точке участники получают подсказку с координатами следующей.
4. Виртуальный тайник. Цель — не обнаружить контейнер, а побывать в указанном месте и выполнить задание: сфотографировать его или ответить на вопрос. Например, литературный городской геокешинг предполагает посещение места из известного произведения.
5. Тайник без координат, или обратный. Это обычный клад, но с обратным подходом. Искатели определяют координаты объекта на местности, а не скрытого контейнера.
Какие вопросы подойдут для геокешинга
В геокешинге тайники могут включать тематические вопросы и задачи, являющиеся подсказками для дальнейшего пути. Правильные ответы позволяют продвинуться к следующему пункту маршрута.
- Задачи, проверяющие внимание и умение находить нужную информацию. Обратите внимание на детали, которые часто остаются незамеченными. Сравните старые фотографии места с его нынешним видом и обнаружите появившиеся или исчезнувшие объекты.
- Вопросы на локальные измерения. GPS-приемник может помочь определить площадь стадиона. Например, можно воспользоваться функцией «рулетка», чтобы измерить площадь, или установить метки по периметру и вычислить расстояние между точками с помощью навигатора, а затем рассчитать площадь по формуле.
- Вопросы на знание исторических фактов. Например, игроки стремятся найти решение загадки: «Что стояло здесь прежде?».
Независимо от поставленного вопроса участникам не нужно запоминать факты и исторические сведения для подготовки к игре. Конечно, знание ответа ускоряет продвижение, но можно проявить смекалку и быстро найти информацию на месте или спросить у местных жителей.
Андрей Чипышев, выступление на вебинаре «Применение методики ‘Геокешинга’ в обучении».
Как педагогу организовать образовательный геокешинг
Для организации геокешинга среди учащихся подойдут как природные места, так и городская среда — всё зависит от задач мероприятия. Какие шаги предстоят для проведения игры?
1. Подготовьте маршрут. Важно, чтобы выбранные места были интересными, безопасными и доступными для учащихся.
- До места легко добраться, и там нет опасных объектов, таких как обрывы или водоемы.
- Связаны игры с образовательной тематикой, например, по экологии, биологии или географии, — в таком случае ищите место обитания редких видов растений или животных.
- Расстояние между точками маршрута подобрано таким образом, чтобы его можно было преодолеть в allotted time.
Чтобы геокешинг не занял весь день, нужно ограничить время. Для школьников оптимально полтора часа игры. За опоздание на финиш списывают найденные тайники: например, если дети проиграли 15 минут, из результата вычитается один находка. Выигрывает команда, которая за меньшее время обошла больше пунктов.
В дополнение к основным задачам можно предлагать и дополнительные, например, привезти три фотографии указанных объектов по пути следования.
Андрей Чипышев представил вебинар «Использование методики «Геокешинга» в образовательной деятельности».
2. Разработайте тайники. Место проведения игры — город или природа — определит их характер.
При проведении геокешинга в лесу или парке на деревьях при помощи скотча закрепите пронумерованные листы — пункты маршрута, достаточно 7–10 штук. Введите координаты в GPS-навигаторы.
В городе найти место для реальных сокровищ сложно — может найти кто-то другой. Лучше использовать виртуальные — точки, обозначенные на устройстве. Например, команде нужно будет увидеть предмет и ответить на вопрос, связанный с ним.
Нельзя устанавливать физических тайников? Тогда применяйте QR-коды, ведущие к заданиям или подсказкам.
Точки могут располагаться произвольно, и каждая команда самостоятельно устанавливает порядок их посещения. Выбор пути влияет на общую длительность, при оптимальном варианте возрастают шансы на победу.
Андрей Чипышев, выступление на вебинаре «Использование методики «Геокешинга» в образовательной деятельности».
3. Соберите оборудование. Тип оборудования зависит от способа размещения тайников и организации поисков.
- GPS-навигаторы;
- карты;
- Для навигации по азимутам нужны компасы.
- Печатные задачки – это листы с вопросами и советами для каждой затеи.
4. Подготовьте участников. Разделите детей на группы от трёх до шести человек. Старты участников происходят одновременно с первой точки, дальнейший проход может быть произвольным.
В качестве правила установите требование делать фотографию всей команды на каждом пункте маршрута.
Андрей Чипышев, выступающий на вебинаре «Применение метода геокеширования в образовании».
Для каждой команды выберите одного совершеннолетнего координатора. Например, это могут быть педагоги вашего учебного заведения или студенты-добровольцы, взятые на практику из местных вузов. Будут обеспечивать безопасность.
6. Проведите инструктаж для игроков. Предупредите детей, чтобы во время игры у каждого была удобная одежда и обувь, подходящие погодным условиям.
- Избегайте приближения к потенциально опасным местам, таким как реки и овраги, а также входа в чащу.
- Не покидать группу и идти отдельно, любые проблемы сообщайте незамедлительно руководителю.
- нельзя нарушать правила игры.
Попробуйте связаться с кафедрами вузов вашего города. Геодезические, экологические или географические факультеты могут проводить подобные мероприятия и располагать готовыми методическими материалами. Например, в Сибирской государственной геодезической академии используют геокешинг обучают студентов».
Андрей Чипышев, доклад «Применение метода „Геокешинга“ в обучении».
Чек-лист можно скачать по ссылке.
Материалы по теме:
- Формирование лидерских качеств у учащихся: создание «Школы лидеров».
- Знания учителя о проектной деятельности.
- Развитие сотрудничества на занятиях: рекомендации специалиста по играм.