Фото: img.freepik.com


Содержание:

  • Упражнения для развития мелкой моторики с использованием мяча.
  • Игровые упражнения с мячом для улучшения координации движений и баланса.
  • Логопедические игры с мячом
  • Ориентирование в пространстве: игры и упражнения
  • Развитие социальных умений в играх с мячом.
  • Зрительно-моторная координация: упражнения с мячом
  • Игры на стимуляцию сенсорного развития

Мяч — доступный и универсальный инструмент для дефектолога. С его помощью развивают координацию, ловкость и внимание у детей с речевыми нарушениями. Разнообразие мячей позволяет адаптировать упражнения под потребности каждого ребенка. АкадемСити, Сергей Баранов.

Улучшение координации движений руками посредством игровых упражнений с мячом.

Для выполнения многих ежедневных действий необходима мелкая моторика: например, застегивание пуговиц, письмо букв, рисование. Она оказывает влияние на развитие речи, мышления, школьную успеваемость и самостоятельность в бытовых делах.

Игры с мячом часто кажутся связанными с крупными движениями, но на самом деле способствуют развитию мелкой моторики. Ребенок использует пальцы, кисти и запястья при сжимании, ловле или перекатывании мяча, что стимулирует точность движений и силу рук.

Сергей Баранов

Развитие координации мелких мышц мозга — залог успешного письма и работы с небольшими предметами. Предлагаем познакомиться с играми с мячом, способствующими тренировке моторики.

  • «Перекат». Для упражнения можно использовать небольшой или массажный мячик и катать его по столу сначала правой, потом левой рукой. При сигнале менять руки.
  • «Попасть в цель». Младший игрок кидает мелкие предметы, как пинг-понгные шарики, в емкость или ящик.
  • «Лабиринт». Предлагается провести мячик по заданному маршруту. К примеру, на столе разставить конусы и попросить ребёнка одной рукой прокатить мяч, избегая контакта с препятствиями.
  • «Дай пас!» В игре участвуют несколько человек, которые по сигналу передают мяч друг другу. Необходимо предотвратить его падение.
  • «Пальчиковый футбол»На столе соорудить ворота из конструктора для игры от двух и более человек. Выдать задание: забить гол, но передавать мяч разрешается только двумя пальцами или одним.

Игры с мячом для детей помогают развивать мелкую моторику, важный навык для письма, рисования и других действий в жизни. Эти упражнения краткие и полезные, принося радость малышам.

Развитие координации и равновесия через игры с мячом.

Эти игры и упражнения способствуют слаженной работе разных групп мышц, тренируют вестибулярный аппарат и учат контролировать положение тела в пространстве. Ребенок становится более уверенным в себе. Постоянная практика помогает выполнять обыденные задачи, требующие точных и согласованных движений.

Рассмотрим некоторые варианты игр:

  • «Цапля». Ребенок удерживается на одной ноге, второй игрок подбрасывает ему мяч. Первому нужно поймать мяч, но не ставить другую ногу на землю.
  • «Лови и прыгай». Мячик поднимают, прыгают вместе с ним, потом ловят перед тем, как он упадёт на пол.
  • «Рикошет». Игра подразумевает быструю реакцию.
    Рекомендуется взять большой мяч, например, футбольный или волейбольный. Однако можно усложнить упражнение, используя теннисный мяч. Ребенок бросает мяч в стену и ловит его после отскока.
  • «Держи баланс». Для тренировки подойдут лёгкие, крупные мячи. Занятия проводятся как индивидуально, так и в формате групповой эстафеты. Участник ставит мяч на ладонь и на вытянутой руке должен переместить его по заданной траектории. Тренировку можно усложнить, добавив препятствия или ограничив время.
  • «Точный бросок»Цель игры — попасть в цель. Для этого требуется установить мишень: обруч или ведро. Ребенок бросает мяч из разных поз: стоя, сидя или двигаясь поворотом. Задание можно усложнить, используя разные мячи, скорость или предварительное движение.

Важно регулярно заниматься и привлекать ребёнка к процессу, формируя положительный настрой. Стоит похвалить даже за малые достижения, сохраняя желание и интерес.

Речевая коррекция с помощью игр с мячом

Этот метод эффективный при лечении речевых нарушений, но требуется индивидуальный подход к каждому ребенку. Мяч служит стимулом для развития речи. Ребенок может называть слово или звук, чтобы поймать мяч, или формулировать фразу при передаче его другому.

Для развития речи хорошо подходят дыхательные упражнения, например, подувание лёгкого мячика через трубочку для того, чтобы его сдвинуть. Систематические тренировки и интерес ребёнка к процессу приводят к положительным результатам.

Для исправления речи можно применять такие игры:

  • «Назови и брось». Ребенок бросает мяч взрослому, одновременно называя предмет из категории: фрукты, животные или транспорт.
  • «Поймай и скажи». Взрослый передаёт мячик ребёнку и произносит фрагмент слова или слоги, например, «мо-», дошкольник ловит и говорит «-локо»Способствует развитию фонематического слуха и навыков образования слов.
  • «По цепочке». Участники передают друг другу мяч и слова, добавляя каждое по очереди. Задача — сформировать правильное предложение.
  • «Слово за слово». Взрослый кидает мяч и произносит слово. Ребенок ловит его и называет антоним или синоним этому слову. Например, «горячий» — «холодный» или «красивый» — «прекрасный». Игра расширяет словарный запас и тренирует умение подбирать слова с противоположным или близким значением.
  • «Охотник за звуком». Логопед произносит звук, ребёнок бьёт мячом по полу, услышав его в последующих словах.

Активные игры с мячом способствуют раскрепощению детей и делают занятия интересными.
Посредством них легче усваивать новый материал, работать над произношением и словарным запасом. Добавление таких игр в домашние тренировки поможет достичь результата.

Ориентирование в пространстве: игры и упражнения

Дети с речевыми нарушениями иногда испытывают трудности с восприятием пространства, что затрудняет ориентирование в окружении. Игры с мячом способствуют пониманию местоположения ребенка и предметов вокруг него. К таким упражнениям можно отнести:

  • «Зазеркалье». Специалист ставит перед ребенком мяч и демонстрирует движения: поднимает, перемещает вправо-влево, откатывает попеременно ногами. Ребенку нужно повторить движения, отражая их по отношению к взрослому. Если специалист совершает движение левой рукой, ребенок делает правой.
  • «Вратарь». Взрослый передаёт ребёнку мяч, указывая направление полёта, например, влево. Ребёнок должен выполнить движение в заданном направлении и поймать мяч.
    Задача — закрепить умение ориентироваться в пространстве, развить быстроту реакции и точность движений.
  • «Невидимая тропа». В безопасном пространстве ребенок с завязанными глазами держит мяч. Специалист пошагово сообщает ему направление движения, например, «сделать два шага вперед», «повернуться направо». Детям нужно пройти заданный маршрут и положить мяч в обруч.
  • «Обойди и брось». Для игры потребуется ряд предметов, таких как кегли, стул, конусы. Ребенок по указаниям проходит маршрут, обходя предметы с правой или левой стороны.
  • «Где же я?» Взрослый катает мяч по-разному: вперёд, назад, в стороны. Ребенок называет направление движения мяча.

Игры способствуют пониманию ребенком своего положения и окружения.

Развитие коммуникативных способностей в игровых сценариях с мячом.

Мячевые игры способствуют развитию социальных навыков, что особенно важно для детей с расстройствами аутистического спектра и другими трудностями в общении.

Не стоит сразу давать ребёнку сложные правила или игры командного типа. Начните с простых действий: передавайте мяч друг другу. Такая игра развивает необходимые навыки: умение ждать своей очереди, взаимодействие с другими детьми, выражение эмоций.

Увеличивайте число участников постепенно, чтобы ребёнок привык общаться в компании. При непонимании устных инструкций используйте изображения действий или правил игры на картах.

Проанализируем некоторые игры с мячом, способствующие развитию коммуникативных навыков.

  • «Передай привет». Ребята собрались в кружок. Один из участников произносит имя какого-то ребёнка, передаёт ему мяч и… «привет»Данное упражнение направлено на обучение приветствию друг друга и называнию имен.
  • «Горячий мяч». Люди образуют круг и кидают мяч друг другу, словно острый предмет. По команде ведущего все поднимают руки. Лицо, у которого остаётся мяч, выбывает из игры. Вместо команд может использоваться ритмичная музыка.
  • «Командная сила». Определите общую задачу, требующую совместных усилий. К примеру, переместить все шары из одного контейнера в другой, передавая их друг другу по очереди. Это способствует развитию командного взаимодействия и координации действий.
  • «Мяч-желание». Дети по очереди берут мяч и говорят, что бы хотели сделать, например, «поиграть с тобой в футбол», «построить башню из кубиков».
  • «Узнай эмоцию». Перед игрой нужно прикрепить изображения с выражениями к шарикам. Ребенок по очереди берет шар, старается указать эмоции на картинке и вспоминает ситуации, когда испытывал подобные чувства.

В каждой игре можно внести коррективы, чтобы учесть возможности и нужды малышей. Занятия таким образом способствуют раскрепощению детей, учат их сопереживать и спорить. Важно сохранять позитивную обстановку и не утомить детей правилами.

Зрительно-моторная координация: упражнения с мячом

Зрительно-моторная координация – умение глаз и рук действовать согласованно. Упражнения требуют от ребенка следить за движением объекта и реагировать на него действием.
Это тренирует взаимодействие между зрением и двигательной деятельностью. Мозг учится быстрее обрабатывать сигналы, принимать решения и действовать эффективно.

Хорошая координация требуется во многих сферах жизни: учёбе, быту, спорте, безопасности. Например, аккуратно налить воду в стакан или сделать поделку. Важно также быстро реагировать на происходящее вокруг. Если что-то падает сверху, нужно быстро увернуться, чтобы не получить травму. Это связано со зрительно-моторной координацией, которую развивают игры.

  • «Ловец». Специалист подаёт ребёнку шары различного размера, начиная с самых маленьких и заканчивая большими. Ребёнок должен ловить их обеими руками. Важно изменять направление полета шара: бросать его с разных позиций.
  • «Пружинка». Подготовьте мягкие мячики и кидайте их ребёнку для отбивания ладонями. Для большей сложности можно чередовать работу рук – сначала левой, затем правой.
  • «В яблочко». Эксперт устанавливает обруч на полу или чертит круг, возможно, на стене. Детям необходимо забить мячом в цель. Для повышения сложности можно прибавить расстояние.
  • «Выбивалы». Раскройте кегли или кубики недалеко друг от друга. Дети должны сбивать их различными по размеру и весу мячами.
  • «Останови». Выберите любой предмет и разместите его на контрольной точке. Это возможно как на столе, так и на полу. Специалист протаскивает мяч к этому препятствию, а ребенок обязан остановить его перед ударом.

Занятия способствуют развитию координации у детей. Взять, к примеру, ребенка, который изначально не мог поймать даже крупный мяч – через два месяца он уже уверенно ловит маленький.

Игры на стимуляцию сенсорного развития

Развитие сенсорики — это путь ребенка к познанию окружающего мира, где малыш учится распознавать различные предметы и постигает их особенности. Ребенок словно собирает знания о мире, опираясь на чувства, которые включают:

  • зрение;
  • слух;
  • обоняние;
  • осязание;
  • положение тела в пространстве.

Хорошо развитые сенсоры помогают ребёнку лучше воспринимать, обрабатывать и запоминать информацию. Этому способствуют речь, чтение, письмо и математические навыки.

Сенсорные игры способствуют развитию познавательной деятельности ребёнка, помогают ему лучше понимать мир вокруг, воспитывают любопытство и стремление к исследованию.

  • «Мячи-рассказчики». Для игры подготовьте мячики из различных материалов и с разными поверхностями: резиновые, тканевые, пластиковые, с выпуклостями, мягкие. Попросите ребенка взять один из них и рассказать о своих ощущениях.
  • «Теплый-холодный». Разогрейте один мяч в теплой воде, а другой – в холодной. Предложите ребёнку потрогать каждый мяч и сравнить ощущения. Можно обозначить несколько уровней температуры: прохладный, теплый.
  • «Разноцвет». Используйте шары разных цветов. Попросите ребенка назвать их, отсортировать и бросить в мишень по цвету.
  • «Мяч-погремушка». Для этого задания понадобятся пластиковые шары с разным наполнителем: рисом, фасолью, бусинками. Предложи ребёнку послушать звуки, а затем найти шар, издающий тот же звук.
  • «Пират». В игре требуется мяч средней величины. Ребенок может закрыть один глаз, подбросить мяч и поймать его. Также можно бросать мяч другому ребенку, тот ловит его с закрытым глазом.

Мяч может быть хорошим дополнением к традиционным методам работы, особенно для снятия напряжения или мотивации ребенка. Такие занятия становятся более динамичными и эмоциональными, дети с удовольствием участвуют в процессе.