
Жизнь в современном мире тесно переплетена с высокими технологиями, или Hi-Tech. Трудно представить себе обыденность без мобильных телефонов и компьютеров, которые постоянно модернизируются, а также различных гаджетов. Статья посвящена особенностям образовательного процесса при использовании информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), как положительным, так и отрицательным сторонам такого подхода.
Всемирная сеть открывает перед человеком множество возможностей: связь, дистанционное обучение, доступ к информации. Однако Интернет, как заметил преподаватель одного из московских вузов, подобен «большой мусорной яме», куда поступают огромные объёмы данных разного качества. В таких условиях человеку необходимы навыки отбора и фильтрации получаемой информации. В данной статье речь пойдёт о тех технологиях, которые могут помочь в этом и их влиянии на современное образование.
ИКТ — что это такое?
Информационные и коммуникационные технологии – мощный инструмент для жизни в 21 веке.
Информационные технологии — словосочетание из английского языка, обозначающее разные технологии для управления и обработки больших потоков информации с помощью вычислительных машин. К основным чертам информационных технологий относят обработку информации на компьютере, хранение большой информации на носителях и передачу информации на любые расстояния быстро.
Компьютер — универсальный инструмент обработки любой информации, который усиливает интеллектуальные возможности общества. Современный компьютер использует коммуникационные средства для связи и передачи информации, что важно для процесса информатизации. Процесс информатизации общества тесно связан с информатизацией всех форм обучения. В таких условиях формируется новый тип учителя, который должен владеть знаниями в области информационных технологий и уметь их применять в работе, стремясь к постоянному самообразованию. Новые технологии позволяют создавать новую модель обучения — дистанционное обучение, основанное на использовании новейших информационных технологий для обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, компьютерная связь).
ИКТ в современном образовании: применение, результаты
Персональный компьютер с программным обеспечением определяет возможности ПК — основного средства ИКТ для любой образовательной системы. В современных системах образования получили популярность программы для подготовки презентаций, текстовые процессоры, электронные таблицы, базы данных, графические пакеты и другие. Компьютерные сети и ИКТ придали образованию новое качество. Через Интернет доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, файлам) мгновенный.
Помимо электронной почты и чата, доступны и другие средства информационных и коммуникационных технологий, позволяющие общение в онлайн-режиме. Качество звука и изображения, а также объёмы передаваемых файлов, год от года растет. С помощью специального оборудования и программного обеспечения через Интернет можно проводить аудио- и видеоконференции. Сетевые средства ИКТ обеспечивают широкий доступ к учебно-методической и научной информации; позволяют организовывать и моделировать научно-исследовательскую деятельность, проводить виртуальные учебные занятия в режиме реального времени. Для системы открытого и дистанционного обучения важны такие технологии, как видеозапись и телевидение.
В кабинетах с персональными компьютерами, ноутбуками с программным обеспечением, мультимедийными проекторами, специальными экранами, интерактивными досками и доступом в интернет преподавание приобрело новые формы и характер. Учитель может использовать электронные издания, которые стоят дешевле традиционных, занимают мало места и мобильны. Новые компьютерные технологии и мультимедийное оборудование способствуют более качественному усвоению теоретического материала.
Современные графические редакторы делают возможным создание высококачественных трёхмерных моделей реальных объектов. Учителю и ученику сегодня доступны виртуальные экскурсии по мировым галереям, а также материалы электронных архивов, каталогов и библиотек.
Современный педагог должен учитывать достоинства информационно-коммуникационных технологий, владеть ими не только теоретически, но и уметь применять на практике. Грамотное использование таких инструментов в обучении позволяет решать ряд важных дидактических задач.
- Главное – улучшить процесс обучения.
- Значительно повысить уровень самостоятельности в работе учеников, результативность их самоподготовки.
- Стимулировать у ученика интерес к научному и исследовательскому поиску.
- Влиять на формирование мотивации ученика к учебе.
- Обеспечивать постоянное и адаптивное обучение.
- для повторения и закрепления пройденного материала;
- Чтобы студент обучался материалу в игровой манере, создаются разнообразные учебные ситуации.
- Для достижения должного понимания учебных тем.
- Для организации экспериментов с использованием настоящего оборудования на расстоянии.
- Для передачи разнообразной информации, а также развития способностей к выбору и упорядочиванию данных.
Вред информационных технологий для ученика.
Обсуждение проводилось о благоприятном влиянии информационно-коммуникационных технологий на образование. Однако, подобно любому предмету или явлению, ИКТ обладают и обратной стороной.
- Ухудшается физическое состояние и здоровье учеников из-за нестабильной детской психики, которая провоцирует привыкание к компьютерам и негативно отражается на здоровье.
- Необработанная информация может причинить психологический вред ребёнку, что создаёт ряд психолого-педагогических проблем.
- Уменьшение речевой активности обучающегося (особенно при открытом и дистанционном обучении) приводит к недостатку практики формулирования и выражения своих мыслей. Психологические исследования показывают, что длительное отсутствие активной речи негативно влияет на когнитивные процессы, включая самостоятельное мышление.
- Недостаток живого взаимодействия между участниками образовательного процесса возникает из-за усиления индивидуального подхода к обучению.
А также, «минусами» применения ИКТ являются:
- Требования к педагогам повысились: многие ученики владеют более современной техникой, чем некоторые учителя, у которых отсутствуют базовые знания в сфере информационных технологий.
- Учащихся затрудняют в проведении исследований две причины: изобилие рефератов на CD-дисках и в сети Интернет, позволяющих получить готовую работу.
- Многие учителя пока недостаточно используют технологию проектной деятельности.
- технология самообразования для учащихся не разработана;
- У учителей и учеников недостаточно развита информационная грамотность.
- Отсутствует единая служба информации и методического сопровождения для учеников, родителей и преподавателей.
Основные выводы
Автор: Ольга Шпунт
Материалы по мотивации на Педсовете
- Как заинтересовать ребенка обучением. Эмоциональная и познавательная активность ребенка в процессе обучения.
- Как сохранить интерес на уроке. Советы из книг о мотивации для взрослых.
- Как увеличить желание учиться у учеников?
- Вдохновляйте интерес к знаниям у детей: 7 советов от экспертов Центра опережающей педагогики
- Как привлечь внимание слушателей во время лекции? Что делает лекцию интересным и запоминающимся событием?
- Как возбудить интерес у ребенка к учебе? История студентки с красным дипломом.
- Химические эксперименты в мире волшебства Гарри Поттера.
- Как стимулировать интерес к обучению и улучшить результаты у учащихся, испытывающих трудности?
- Мотивация к учебе. Где ее раздают?
- Семь подтвержденных методов мотивации школьника начальных классов
- Стимулирование учебного интереса у учащихся нынешней эпохи.
- Восемь путей поощрения интереса к математике у учеников.