Фото: img.freepik.com


Содержание:

  • Как применяется иппотерапия в реабилитации детей
  • Влияние иппотерапии на детей с расстройствами аутистического спектра и ограниченными возможностями здоровья в психологической, педагогической и физической сферах.
  • Программа реабилитации ребёнка при помощи верховой езды.
  • Советы специалистов о подготовке к сеансам иппотерапии
  • Когда нельзя использовать метод иппотерапии для детей?

Иппотерапия полезна детям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с расстройством аутистического спектра. Общение и упражнения с лошадью помогают развить коммуникативные, социальные и физические навыки ребенка.

Эксперт из НИИДПО, образовательной компании, являющейся частью группы, поделился информацией о проведении подобных занятий. АкадемСити, Александра Даильнева.

Как применяется иппотерапия в реабилитации детей

Иппотерапия — метод реабилитации и абилитации, использующий движение лошади в качестве терапевтического средства. С помощью её применяют для коррекции физических и психических нарушений у детей и взрослых. Занятия проходят в конных клубах или специализированных центрах с необходимым оборудованием.

Методика иппотерапии сочетает в себе элементы верховой езды, физиотерапии, психотерапии и педагогики. Это целеустремлённое воздействие на организм человека с помощью биомеханических колебаний, передаваемых от движущегося тела лошади.

Два основных подхода иппотерапии:

  1. Базовая иппотерапия. Верховая езда является пассивной. Всадник не управляет лошадью. Лечебный эффект достигается за счёт передачи колебаний от животного к телу человека. Это способствует развитию координации движений, равновесия, повышает двигательную активность и улучшает мышечный тонус.
  2. Развивающая верховая езда (РВЕ). Это более сложный метод, объединяющий базовые приемы верховой терапии с комплексом упражнений для развития когнитивных, двигательных и психоэмоциональных навыков. Всадник не просто пассивно следует за движениями лошади, но и руководит ими. Это повышает концентрацию внимания, координацию и умение осознанно управлять своим телом.

Влияние иппотерапии на детей с расстройствами аутистического спектра и ограниченными возможностями здоровья в психологической, педагогической и физиологической плоскостях.

Иппотерапия направлена на повышение качества жизни ребенка, оказывая комплексное влияние на его физическое и психологическое благополучие. Эта терапия помогает преодолеть распространенные трудности детей с РАС и ОВЗ.

Проблемы

Решение

Плохо развиты двигательные функцииРебенку трудно ощущать свое тело, владеть им, применять его для выполнения обычных дел. У этих детей недостаточно развиты как крупные, так и мелкие группы мышц.

Тренировки закаляют мускулатуру, исправляют осанку, совершенствуют управление своим телом. Ребенок приобретает новые возможности в движениях, расширяется амплитуда действий.

Нарушена обработка сенсорной информации. Ребенок с трудом воспринимает сигналы от органов чувств, теряется в своих ощущениях и бурно реагирует на перемены в окружении.

Дети с расстройствами аутистического спектра и ограниченными возможностями здоровья могут проявлять повышенную или сниженную чувствительность.

Действия и прикосновения лошади побуждают ребенка к активизации сенсорных систем, что повышает переработку и интеграцию сенсорных данных.

Повышен уровень тревоги и агрессии.

Ребёнку трудно постигать и контролировать эмоции, самостоятельное успокоение ему даётся с трудом. Имеют место трудности в эмоциональном взаимодействии у детей с особенностями развития.

Взаимодействие с лошадьми умиротворяет детей, уменьшает степень беспокойства и агрессивности, воспитывает сочувствие и способность управлять эмоциями.

Лошади — чувствительные животные, реагирующие на невербальные сигналы, что помогает даже ребенку, который еще не говорит, лучше понимать и контролировать свои эмоции.

Не развиты коммуникативные навыки.

Ребенку, имеющему такой диагноз, сложно общаться с окружающими, вести беседу, высказывать свои эмоции и рассказывать о своих нуждах.

Взаимодействуя с животным и инструктором, ребенок учится слушать, слышать, договариваться и общаться, используя даже жесты.

Иппотерапия улучшает социальное включение детей с расстройствами аутистического спектра и органическими нарушениями развития.

Снижены самооценка и мотивация. Дети с ОВЗ могут сомневаться в своих способностях, ощущать себя отличными от других и избегать новых испытаний.

Достижения в процессе занятий иппотерапией повышают самооценку ребёнка. Ребёнок ощущает свою способность добиваться успеха, и это чувство распространяется на другие области развития.

Нарушены сон и аппетит. Мальчик крепко не уснет и просыпается часто, потребляет недостаточное количество пищи и ест лишь несколько видов блюд.

Регулярная физическая активность положительно влияет на сон, аппетит и общее самочувствие ребёнка, а также увеличивает его энергию.

Особенности развития когнитивных способностей выражаются в снижении уровня сложных мыслительных процессов. У малышей проблемы с памятью, вниманием, восприятием, мышлением и речью.

Верховая езда способствует развитию внимания и концентрации у ребенка.
Необходимость запоминать большое количество информации тренирует все типы памяти. В ходе занятий ребенок осознает взаимосвязи между действиями и результатами, учится планировать и управлять собой.

Взаимодействие с лошадьми помогает детям с особыми потребностями стать ближе к окружающему миру. Ребенок учится понимать его, доверять ему. Занятия иппотерапией развивают эмоциональные, коммуникативные и социальные навыки у детей с РАС и другими нарушениями развития.

Александра Даильнева

Создание программы реабилитации для ребёнка с применением иппотерапии.

Иппотерапевт разрабатывает программу коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограничения по здоровью, учитывая индивидуальные запросы каждого ребенка.

Для организации занятий по иппотерапии специалист проходит несколько этапов.

Этап

Задачи иппотерапевта

1. Диагностирует ребенка

  • собрать анамнез;
  • Проверить физическое и психологическое благополучие ребенка.
  • определить показания и противопоказания;
  • Обратиться за советом к доктору, наблюдающему за ребенком.

2. Планирует занятия

  • Определить цели и задачи занятий по исправлению отклонений в здоровье детей.
  • выбрать упражнения и методы иппотерапии;
  • определить длительность занятий и курса.

3. Реализует запланированные задачи

  • провести занятия согласно плану;
  • Отмечать достижения и трудности ребёнка в ходе процесса.

4. Контролирует и корректирует программу

  • Следить за ходом развития ребёнка во время каждого занятия.
  • оценить эффективность методов и упражнений;
  • корректировать программу при необходимости.

5. Оценивает результаты

  • Переоценить состояние здоровья ребенка с точки зрения физических и психологических показателей.
  • Уточнить, были ли достигнуты установленные цели и задачи.
  • составить рекомендации для дальнейшей работы.

Структура занятия по иппотерапии:

  1. Знакомство с лошадью, адаптация и подготовка к верховой езды.
  2. В рамках занятий используются специальные упражнения верхом, разработанные с учетом конкретных целей тренировки и общей программы.
  3. Заключение: одобрение, размышления, осмысление чувств, определение задач для следующего занятия.

Продолжительность занятия составляет от 15 до 30 минут, а курс длится от не многих недель до нескольких месяцев.

Подготовка к сессиям иппотерапии: рекомендации специалистов

Для безопасности и пользы занятий по иппотерапии требуется подготовка площадки, персонала, животных и ребенка.

Площадка. Обзаведётся забором по периметру и пандусом для людей с ограниченными возможностями. Поверхность — мягкая, ровная, без ступенек.

Для закрытой площадки необходима качественная вентиляция и освещение, высота потолков — не менее 4 метров, а также два выхода из помещения. Во время занятий недопустимо скопление людей на площадке.

Иппотерапия эффективнее проходит в открытом манеже.

На площадке окажется больше элементов, вызывающих страх у лошади.

Персонал. В команду входят иппотерапевт, помощник иппотерапевта, коневод и медицинский работник. При работе с детьми с ОВЗ и РАС инструкторам часто помогают родители. Все участники занятий одеваются в спокойную и нешумную одежду, чтобы не напугать лошадь и ребенка. Каждый участник проходит инструктаж по технике безопасности.

Лошадь. В тренировках участвуют лошади с выраженными правильными аллюрами. Животные должны быть спокойными и адекватно отвечать на всадников с особенностями развития, а также на персонал, проводящего занятия.

Ребенок. На первичном занятии предлагается ознакомить его с местом проведения иппотерапии, провести экскурсию и разъяснить правила безопасности. Второе занятие посвящено знакомству с лошадью и её поведением.

На каждом следующем уроке следует начать с разминки и упражнений, помогающих ребёнку лучше приспособиться к лошади. К примеру, можно просто лечь на её спину.

Когда нельзя применять метод иппотерапии детям?

Иппотерапия противопоказана в некоторых случаях, разделяя ситуации на абсолютные и относительные противопоказания.

Абсолютные Иппотерапия противопоказана при наличии следующих условий у ребенка:

  • острые инфекционные заболевания;
  • тяжелые нарушения сердечно-сосудистой системы;
  • эпилептические приступы;
  • аллергия на лошадей.

Относительные — Иппотерапия возможна, однако для неё необходимы разрешение врача и иппотерапевта, а также корректировка программы в случае, если у детей…

  • Период ограничений на физическую активность, к примеру, после хирургического вмешательства.
  • страх перед лошадьми;
  • Ухудшение самочувствия ребенка вследствие диагноза, например, рост агрессии или тревожности.
Иппотерапия — эффективный вспомогательный метод реабилитации, применяемый в комплексе с другими терапевтическими методами. Ее эффективность определяется индивидуальным подходом к каждому ребенку, внимательным планированием, рефлексией и постоянным взаимодействием между родителями, врачами и иппотерапевтом.

Александра Даильнева

Работа с лошадьми помогает детям ощущать свое тело, контролировать эмоции и сосредотачиваться. Иппотерапия при аутизме и ограниченном развитии улучшает коммуникативные навыки ребенка, поднимает самооценку, избавляет от страхов и тревог.