
Содержание:
- Как применяется иппотерапия в реабилитации детей
- Влияние иппотерапии на детей с расстройствами аутистического спектра и ограниченными возможностями здоровья в психологической, педагогической и физической сферах.
- Программа реабилитации ребёнка при помощи верховой езды.
- Советы специалистов о подготовке к сеансам иппотерапии
- Когда нельзя использовать метод иппотерапии для детей?
Иппотерапия полезна детям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с расстройством аутистического спектра. Общение и упражнения с лошадью помогают развить коммуникативные, социальные и физические навыки ребенка.
Эксперт из НИИДПО, образовательной компании, являющейся частью группы, поделился информацией о проведении подобных занятий. АкадемСити, Александра Даильнева.
Как применяется иппотерапия в реабилитации детей
Иппотерапия — метод реабилитации и абилитации, использующий движение лошади в качестве терапевтического средства. С помощью её применяют для коррекции физических и психических нарушений у детей и взрослых. Занятия проходят в конных клубах или специализированных центрах с необходимым оборудованием.
Методика иппотерапии сочетает в себе элементы верховой езды, физиотерапии, психотерапии и педагогики. Это целеустремлённое воздействие на организм человека с помощью биомеханических колебаний, передаваемых от движущегося тела лошади.
Два основных подхода иппотерапии:
- Базовая иппотерапия. Верховая езда является пассивной. Всадник не управляет лошадью. Лечебный эффект достигается за счёт передачи колебаний от животного к телу человека. Это способствует развитию координации движений, равновесия, повышает двигательную активность и улучшает мышечный тонус.
- Развивающая верховая езда (РВЕ). Это более сложный метод, объединяющий базовые приемы верховой терапии с комплексом упражнений для развития когнитивных, двигательных и психоэмоциональных навыков. Всадник не просто пассивно следует за движениями лошади, но и руководит ими. Это повышает концентрацию внимания, координацию и умение осознанно управлять своим телом.
Влияние иппотерапии на детей с расстройствами аутистического спектра и ограниченными возможностями здоровья в психологической, педагогической и физиологической плоскостях.
Иппотерапия направлена на повышение качества жизни ребенка, оказывая комплексное влияние на его физическое и психологическое благополучие. Эта терапия помогает преодолеть распространенные трудности детей с РАС и ОВЗ.
Проблемы |
Решение |
Плохо развиты двигательные функцииРебенку трудно ощущать свое тело, владеть им, применять его для выполнения обычных дел. У этих детей недостаточно развиты как крупные, так и мелкие группы мышц. |
Тренировки закаляют мускулатуру, исправляют осанку, совершенствуют управление своим телом. Ребенок приобретает новые возможности в движениях, расширяется амплитуда действий. |
Нарушена обработка сенсорной информации. Ребенок с трудом воспринимает сигналы от органов чувств, теряется в своих ощущениях и бурно реагирует на перемены в окружении. Дети с расстройствами аутистического спектра и ограниченными возможностями здоровья могут проявлять повышенную или сниженную чувствительность. |
Действия и прикосновения лошади побуждают ребенка к активизации сенсорных систем, что повышает переработку и интеграцию сенсорных данных. |
Повышен уровень тревоги и агрессии. Ребёнку трудно постигать и контролировать эмоции, самостоятельное успокоение ему даётся с трудом. Имеют место трудности в эмоциональном взаимодействии у детей с особенностями развития. |
Взаимодействие с лошадьми умиротворяет детей, уменьшает степень беспокойства и агрессивности, воспитывает сочувствие и способность управлять эмоциями. Лошади — чувствительные животные, реагирующие на невербальные сигналы, что помогает даже ребенку, который еще не говорит, лучше понимать и контролировать свои эмоции. |
Не развиты коммуникативные навыки. Ребенку, имеющему такой диагноз, сложно общаться с окружающими, вести беседу, высказывать свои эмоции и рассказывать о своих нуждах. |
Взаимодействуя с животным и инструктором, ребенок учится слушать, слышать, договариваться и общаться, используя даже жесты. Иппотерапия улучшает социальное включение детей с расстройствами аутистического спектра и органическими нарушениями развития. |
Снижены самооценка и мотивация. Дети с ОВЗ могут сомневаться в своих способностях, ощущать себя отличными от других и избегать новых испытаний. |
Достижения в процессе занятий иппотерапией повышают самооценку ребёнка. Ребёнок ощущает свою способность добиваться успеха, и это чувство распространяется на другие области развития. |
Нарушены сон и аппетит. Мальчик крепко не уснет и просыпается часто, потребляет недостаточное количество пищи и ест лишь несколько видов блюд. |
Регулярная физическая активность положительно влияет на сон, аппетит и общее самочувствие ребёнка, а также увеличивает его энергию. |
Особенности развития когнитивных способностей выражаются в снижении уровня сложных мыслительных процессов. У малышей проблемы с памятью, вниманием, восприятием, мышлением и речью. |
Верховая езда способствует развитию внимания и концентрации у ребенка. |
Создание программы реабилитации для ребёнка с применением иппотерапии.
Иппотерапевт разрабатывает программу коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограничения по здоровью, учитывая индивидуальные запросы каждого ребенка.
Для организации занятий по иппотерапии специалист проходит несколько этапов.
Этап |
Задачи иппотерапевта |
1. Диагностирует ребенка |
|
2. Планирует занятия |
|
3. Реализует запланированные задачи |
|
4. Контролирует и корректирует программу |
|
5. Оценивает результаты |
|
Структура занятия по иппотерапии:
- Знакомство с лошадью, адаптация и подготовка к верховой езды.
- В рамках занятий используются специальные упражнения верхом, разработанные с учетом конкретных целей тренировки и общей программы.
- Заключение: одобрение, размышления, осмысление чувств, определение задач для следующего занятия.
Продолжительность занятия составляет от 15 до 30 минут, а курс длится от не многих недель до нескольких месяцев.
Подготовка к сессиям иппотерапии: рекомендации специалистов
Для безопасности и пользы занятий по иппотерапии требуется подготовка площадки, персонала, животных и ребенка.
Площадка. Обзаведётся забором по периметру и пандусом для людей с ограниченными возможностями. Поверхность — мягкая, ровная, без ступенек.
Для закрытой площадки необходима качественная вентиляция и освещение, высота потолков — не менее 4 метров, а также два выхода из помещения. Во время занятий недопустимо скопление людей на площадке.
Иппотерапия эффективнее проходит в открытом манеже.
На площадке окажется больше элементов, вызывающих страх у лошади.
Персонал. В команду входят иппотерапевт, помощник иппотерапевта, коневод и медицинский работник. При работе с детьми с ОВЗ и РАС инструкторам часто помогают родители. Все участники занятий одеваются в спокойную и нешумную одежду, чтобы не напугать лошадь и ребенка. Каждый участник проходит инструктаж по технике безопасности.
Лошадь. В тренировках участвуют лошади с выраженными правильными аллюрами. Животные должны быть спокойными и адекватно отвечать на всадников с особенностями развития, а также на персонал, проводящего занятия.
Ребенок. На первичном занятии предлагается ознакомить его с местом проведения иппотерапии, провести экскурсию и разъяснить правила безопасности. Второе занятие посвящено знакомству с лошадью и её поведением.
На каждом следующем уроке следует начать с разминки и упражнений, помогающих ребёнку лучше приспособиться к лошади. К примеру, можно просто лечь на её спину.
Когда нельзя применять метод иппотерапии детям?
Иппотерапия противопоказана в некоторых случаях, разделяя ситуации на абсолютные и относительные противопоказания.
Абсолютные Иппотерапия противопоказана при наличии следующих условий у ребенка:
- острые инфекционные заболевания;
- тяжелые нарушения сердечно-сосудистой системы;
- эпилептические приступы;
- аллергия на лошадей.
Относительные — Иппотерапия возможна, однако для неё необходимы разрешение врача и иппотерапевта, а также корректировка программы в случае, если у детей…
- Период ограничений на физическую активность, к примеру, после хирургического вмешательства.
- страх перед лошадьми;
- Ухудшение самочувствия ребенка вследствие диагноза, например, рост агрессии или тревожности.
Работа с лошадьми помогает детям ощущать свое тело, контролировать эмоции и сосредотачиваться. Иппотерапия при аутизме и ограниченном развитии улучшает коммуникативные навыки ребенка, поднимает самооценку, избавляет от страхов и тревог.