Фото: img.freepik.com


Содержание:

  • Что такое МАК и как они появились
  • Как работают карты МАК
  • Как работать с метафорическими картами
  • Какие маковые колоды эффективны при работе с детьми?
  • Как функционируют карты МАК?
  • Как этично использовать карты МАК

Метафорические ассоциативные карты всё чаще применяются в современной детской психологии. Метод позволяет мягко и ненавязчиво исследовать эмоции, страхи, внутренние конфликты и формировать позитивный образ себя. В отличие от традиционных диагностических методик, МАК не требуют точных ответов и анализа — ребенок сам находит смысл в изображениях, ассоциируя их со своими переживаниями.

Статья исследует основные принципы работы с картами, распространенные практики и примеры колод, показавшие свою действенность.

Что такое МАК и как они появились

Метафорические ассоциативные карты — инструмент проективной психологии, помогающий клиенту обнаруживать скрытые эмоции, внутренние противоречия и бессознательные переживания при работе с образами. Метод основан на механизме ассоциации: человек видит картинку, находи в ней что-то важное для себя и наполняет образ личным смыслом.

Суть МАК трактуется авторами по-разному.

  • Авторы книги «Метафорические карты. Руководство для психолога», Галина Кац и Екатерина Мухаматуллина, считают карты психологическим зеркалом, которое отображает состояние и трудности клиента.
  • Елена Зиновьева, автор книги «Проективные методы в работе с детьми и подростками», считает, что метафорические карты — это объединение рисования, сочинения историй и сказок, где человек находит отклик в изображениях и формирует собственные толкования.
  • В арт-терапии карты служат средством проективной диагностики, помогая клиентам высказывать эмоции и переживания с помощью метафор.

В отличие от традиционных проективных методик — рисунков, лепки, песочной терапии — работа с картами не нуждается в художественных навыках. Клиент получает готовые образы, вызывающие внутренний отклик и помогающие выразить мысли, сложные для передачи словами.

В 1980-х годах в Германии художник Эли Раммо и психолог Мориц Эгетмайер создали метафорические карты. Первая колода, названная OH-cards, получила такое название из-за эмоциональной реакции людей, которые при виде изображений восклицали «О!». Вначале карты применялись как инструмент самопознания и работы с архетипами.

Впоследствии концепция метафорических карт расширилась, и на рынке появились различные колоды, ориентированные на конкретные запросы: преодоление детских страхов, личностный рост, работу с травматическим опытом, семейную терапию. В отличие от традиционных карт Таро или Оракулов, МАК не имеют фиксированного значения — их толкование полностью зависит от клиента.

Как работают карты МАК

Карты метафор построены на принципах проективной психологии. Клиент выражает чувства, переживания и собственные значения через взаимодействие с изображениями.
Использование колоды возможно как по отдельности, так и групповой работой с детьми и взрослыми.

Работа включает несколько этапов:

Шаг 1 — Выбрать карты. Человек достает карту сознательно или невнимательно. В некоторых случаях карты кладутся рубашкой вверх, чтобы избежать влияния зрительного выбора.

Шаг 2 — Сформировать ассоциацию. Клиент размышляет над изобразительным материалом: какие чувства оно пробуждает, с какими образами и воспоминаниями связывается. Специалист может задавать уточняющие вопросы.

  • Что происходит на этой карте?
  • Какой персонаж наиболее близок тебе?
  • Что же могло бы произойти с этой картой, если б она была частью твоей истории?

Шаг 3 — Создать смысл. Клиент может поделиться историей или описать эмоции и мысли, появившиеся во время работы с картой. Дети часто выражают это в форме сказки или рассказа.

Шаг 4 — Проанализировать сказанное. Необходимо выяснить, какие чувства вызвала карта и как сильно связь между эмоциями и реальностью человека. Иногда специалист рекомендует вытащить вторую карту для рассмотрения ситуации с иной позиции.

Пример работы с картами: Мальчик достал из колоды карту с рисунком медведя в лесу. Психолог спросил:

– Как мишка себя чувствует?

– Он грустит. Он потерял маму.

– Что может ему помочь?

Другу помогло бы облегчить жизнь.

Ребенок, работая над задачей, понимает свое состояние (грусть), обнаруживает способ с ней справиться (дружба) и обретает возможность рассказать о своих чувствах в форме истории.

Как работать с метафорическими картами

Работа с метафорическими картами основана на принципах ассоциаций. Ребенок не только рассматривает изображения, но и обнаруживает в них отклик собственных чувств, эмоций и переживаний. Для усиления эффективности процесса применяют разнообразные техники.

Работа с одной картой. Это простое упражнение помогает ребёнку понять своё нынешнее эмоциональное состояние с помощью ассоциаций.

Алгоритм работы:

  1. Ребенок выбирает карту, руководствуясь своим внутренним чутьем.
  2. Психолог обращается к испытуемому с такими вопросами: «Что тебе видится на этой карте? Какими чувствами ты её провоцируешь? Представь, что ты можешь оказаться в центре этой картины. Что будет происходить дальше?».

Пример: Ребенок выбирает карту с изображением маленького котенка, который спрятался в коробке. Ребенок может сказать: «Котенок боится, потому что один» или «Ждет, когда его найдут».

Эта ассоциация может являться выражением текущего эмоционального состояния ребёнка, например, чувства одиночества или ожидания помощи.

Две карты: анализ изменений. Через упражнение ребенок способен заметить изменение эмоционального состояния, варианты разрешения затруднений или своё отношение к происходящему.

Алгоритм работы:

  1. Ребенок самостоятельно подбирает первую карту, руководствуясь настроением или случайным выбором.
  2. Ребенок сравнивает картинки.
  3. Специалист спрашивает: «В чем различие второй карты с первой? Какие новые значения проявились? Что может помочь герою первой карты улучшить его положение?»

Пример: Ребенок берет первую карту — одинокий корабль в море, вторая карта — порт с людьми и огнями. Это может означать переход от одиночества к поиску помощи, важный момент при работе с тревожными детьми.

Создание собственной карты. Способствует развитию фантазии у ребёнка, помогает ему понимать собственные потребности и осваивать решение личных задач.

Алгоритм работы:

  1. Ребенку поручают создать собственную карту и нарисовать её. Во время работы ему задают следующие вопросы: «Для какой возрастной группы предназначена эта карта? Какие персонажи или образы присутствуют на рисунке?»
  2. По окончании рисования ребёнок объясняет смысл своей карты и способы её применения.

Пример: Ребенок рисует лестницу, уходящую в небо, и говорит, что это «лестница мечты», способная поднять вверх тех, кто сильно захочет.

Какие арканы МАК эффективны при взаимодействии с детьми?

При взаимодействии с детьми необходимо выбирать колоды карт, которые им доступны, интересны и безопасны. Некоторые наборы предназначены для самоидентификации, другие способствуют развитию воображения или работе с эмоциями. В подборке представлены популярные колоды, зарекомендовавшие себя в детской практике.

Сборку персонажей из игры «Роботы» можно использовать для работы с самоидентификацией. Набор карточек с картинками деталей роботов: головы, тел, ног. Ребята соединяют их, делая особенного героя, что помогает понять себя.

Как работает:

  • развивает воображение и креативность;
  • Способствует самовыражению детей посредством создания персонажа.
  • Полезно при работе с детьми, у которых трудности с определением себя.
  • Позволяет увидеть свои плюсы и минусы.

«Дерево как образ человека» — это метафора переживаний внутри себя. Таро-колода построена на символике деревьев: на картах показаны различные деревья в различных ситуациях — увядшие, цветущие, произрастающие среди друг друга или одиноко.

Как работает:

  • Дает ребёнку возможность рассказать о своём нынешнем настроении, выбрав дерево.
  • способствует развитию рефлексии;
  • Способствует самоанализу и осознанию эмоций.

Развитие ассоциативного мышления через метафорических животных. Карты этой колоды изображают разных животных. Они помогают детям находить соответствие между характерами, поведением и эмоциями животных и собой.

Как работает:

  • Даёт возможность ребёнку самовыразиться с помощью образов животных.
  • Способствует развитию эмпатии, ассоциативного и метафорического мышления.
  • полезна для работы с тревожностью и неуверенностью.

Существуют универсальные наборы карт, подходящие как детям, так и взрослым. С помощью таких наборов можно работать с различными аспектами личности и жизненных ситуаций.

  1. «Сага» – это серия карт для создания историй, развития воображения и самопознания.
  2. «Персона» — это карты с изображениями людей различных возрастов и профессий, которые применяются при работе с семейными и социальными ролями.
  3. «ОН» — одна из классических колод для работы с эмоциями и личностными переживаниями.
  4. Колода «Хабибат» с этническими образами предназначена для работы с культурными различиями и личной идентичностью.
  5. Карты «Морена» отличаются глубокими символическими образами и помогают работать с эмоциями и обстоятельствами жизни.

Карты с метафорами — эффективный инструмент для детей, помогающий им понимать свои чувства, развивать фантазию и находить решения в трудных ситуациях. Выбор колоды определяется возрастом ребенка и задачами работы, однако основная цель остаётся неизменной: создать безопасную обстановку, где ребенок сможет свободно проявлять себя.

Какими принципами руководствуются при работе с картами МАК?

Работа с МАК строится на признании сущности каждого ребенка, права на личные толкования и умения находить лично значимые значения в рисунках.

  1. В детском восприятии каждая трактовка событий считается правильной. При работе с картами нет верных или неверных ответов. Каждый ребёнок привносит в изображение личное значение, основанное на его опыте, чувствах и ассоциациях. Это особенно актуально для работы с тревожными и застенчивыми детьми, которые опасаются совершить ошибку или получить замечание.

Психолог показывает карту с изображением дождя и спрашивает ребенка о его впечатлении. Один ребенок говорит: «Грусть, потому что дождь — это слезы», а другой отвечает: «Радость, потому что можно прыгать по лужам». Оба ответа верны, так как отражают личное восприятие.

Важно: эксперт не толкование карты о ребенке и не внушает своё мнение. Вместо этого эксперт способствует самопознанию, задаёт вопросы и помогает ребёнку глубже разобраться в своих эмоциях.

  1. В символике ребенок открывает для себя значимые образы. Карты действуют на подсознательном уровне, побуждая к ассоциативному мышлению. Изображения у детей вызывают личные воспоминания, метафоры и символы, актуальные в данный момент.

Ребенок достал карту с изображением дерева с разными листьями и ветками. Ребенок говорит: «Это похоже на меня. Вот тут мои друзья, а здесь — мама и папа». Так карта превращается в инструмент самопознания: ребенок через символику деревьев выражает своё восприятие отношений.

Важно помнить, что даже простые рисунки могут нести глубокие смыслы, которые различаются для каждого ребёнка.

  1. Методика применима к детям разного возраста. Методику МАК можно применять как с детьми дошкольного возраста, так и со школьниками-подростками, адаптировав её под уровень их развития.

Возраст

Как работают с картами

5–7 лет

Связывают себя с персонажами из карт, придумывают сюжеты и говорят о чувствах персонажей.

8–12 лет

Изучают карты, соотносят события с личной реальностью, устанавливают взаимосвязи.

13–17 лет

Карты помогают осмыслить и проживать трудные эмоции, улучшить самооценку, определить цели.

Карты понятны всем, независимо от языка или культуры. Даже дети, владеющие различными языками, могут использовать карты, потому что рисунки доступны на интуитивном уровне.

Как этично использовать карты МАК

Работа с метафорическими картами подразумевает знание методики и этических принципов. Необходимо уважать авторские права, правильно выбирать колоды карт, личные границы ребенка и воздерживаться от навязывания интерпретаций. Благодаря этим правилам создается безопасная среда, где карты служат инструментом самопознания, а не диагностики или давления.

  • Авторские права. Психологи, художники и арт-терапевты разрабатывают метафорические карты. Для работы лучше использовать оригинальные колоды, а не распечатки из сети. Так поддерживается творческий труд авторов, которые совершенствуют методики и создают качественные рисунки.
  • Экологичность работы. Не стоит навязывать детям толкование карт и требовать от них глубокого анализа, если они еще не готовы к этому. Если ребенок не желает обсуждать свои чувства или делает это поверхностно, специалист следует его границам.
  • Безопасность. Детям с фобиями или психологическими трудностями не следует давать карты с тревожными картинками.
  • Конфиденциальность. Все рассказы ребёнка остаются в пределах терапии. Психолог не передаёт родителям персональную информацию, которую ребёнок поделился, без его разрешения. Исключение составляют случаи, когда речь идёт о угрозе безопасности.

Карты МАК способствуют развитию ассоциативного мышления, рефлексии и умения работать с собственными эмоциями. Метод остаётся гибким и ненавязчивым, подходящим даже для детей, которым трудно выражать свои чувства словами. В работе с картами важно сформировать безопасную обстановку, позволяющую ребёнку открыто делиться мыслями, находить новые интерпретации и глубже понимать себя.