
Содержание:
- Что такое МАК и как они появились
- Как работают карты МАК
- Как работать с метафорическими картами
- Какие маковые колоды эффективны при работе с детьми?
- Как функционируют карты МАК?
- Как этично использовать карты МАК
Метафорические ассоциативные карты всё чаще применяются в современной детской психологии. Метод позволяет мягко и ненавязчиво исследовать эмоции, страхи, внутренние конфликты и формировать позитивный образ себя. В отличие от традиционных диагностических методик, МАК не требуют точных ответов и анализа — ребенок сам находит смысл в изображениях, ассоциируя их со своими переживаниями.
Статья исследует основные принципы работы с картами, распространенные практики и примеры колод, показавшие свою действенность.
Что такое МАК и как они появились
Метафорические ассоциативные карты — инструмент проективной психологии, помогающий клиенту обнаруживать скрытые эмоции, внутренние противоречия и бессознательные переживания при работе с образами. Метод основан на механизме ассоциации: человек видит картинку, находи в ней что-то важное для себя и наполняет образ личным смыслом.
Суть МАК трактуется авторами по-разному.
- Авторы книги «Метафорические карты. Руководство для психолога», Галина Кац и Екатерина Мухаматуллина, считают карты психологическим зеркалом, которое отображает состояние и трудности клиента.
- Елена Зиновьева, автор книги «Проективные методы в работе с детьми и подростками», считает, что метафорические карты — это объединение рисования, сочинения историй и сказок, где человек находит отклик в изображениях и формирует собственные толкования.
- В арт-терапии карты служат средством проективной диагностики, помогая клиентам высказывать эмоции и переживания с помощью метафор.
В отличие от традиционных проективных методик — рисунков, лепки, песочной терапии — работа с картами не нуждается в художественных навыках. Клиент получает готовые образы, вызывающие внутренний отклик и помогающие выразить мысли, сложные для передачи словами.
В 1980-х годах в Германии художник Эли Раммо и психолог Мориц Эгетмайер создали метафорические карты. Первая колода, названная OH-cards, получила такое название из-за эмоциональной реакции людей, которые при виде изображений восклицали «О!». Вначале карты применялись как инструмент самопознания и работы с архетипами.
Впоследствии концепция метафорических карт расширилась, и на рынке появились различные колоды, ориентированные на конкретные запросы: преодоление детских страхов, личностный рост, работу с травматическим опытом, семейную терапию. В отличие от традиционных карт Таро или Оракулов, МАК не имеют фиксированного значения — их толкование полностью зависит от клиента.
Как работают карты МАК
Карты метафор построены на принципах проективной психологии. Клиент выражает чувства, переживания и собственные значения через взаимодействие с изображениями.
Использование колоды возможно как по отдельности, так и групповой работой с детьми и взрослыми.
Работа включает несколько этапов:
Шаг 1 — Выбрать карты. Человек достает карту сознательно или невнимательно. В некоторых случаях карты кладутся рубашкой вверх, чтобы избежать влияния зрительного выбора.
Шаг 2 — Сформировать ассоциацию. Клиент размышляет над изобразительным материалом: какие чувства оно пробуждает, с какими образами и воспоминаниями связывается. Специалист может задавать уточняющие вопросы.
- Что происходит на этой карте?
- Какой персонаж наиболее близок тебе?
- Что же могло бы произойти с этой картой, если б она была частью твоей истории?
Шаг 3 — Создать смысл. Клиент может поделиться историей или описать эмоции и мысли, появившиеся во время работы с картой. Дети часто выражают это в форме сказки или рассказа.
Шаг 4 — Проанализировать сказанное. Необходимо выяснить, какие чувства вызвала карта и как сильно связь между эмоциями и реальностью человека. Иногда специалист рекомендует вытащить вторую карту для рассмотрения ситуации с иной позиции.
Пример работы с картами: Мальчик достал из колоды карту с рисунком медведя в лесу. Психолог спросил:
– Как мишка себя чувствует?
– Он грустит. Он потерял маму.
– Что может ему помочь?
Другу помогло бы облегчить жизнь.
Ребенок, работая над задачей, понимает свое состояние (грусть), обнаруживает способ с ней справиться (дружба) и обретает возможность рассказать о своих чувствах в форме истории.
Как работать с метафорическими картами
Работа с метафорическими картами основана на принципах ассоциаций. Ребенок не только рассматривает изображения, но и обнаруживает в них отклик собственных чувств, эмоций и переживаний. Для усиления эффективности процесса применяют разнообразные техники.
Работа с одной картой. Это простое упражнение помогает ребёнку понять своё нынешнее эмоциональное состояние с помощью ассоциаций.
Алгоритм работы:
- Ребенок выбирает карту, руководствуясь своим внутренним чутьем.
- Психолог обращается к испытуемому с такими вопросами: «Что тебе видится на этой карте? Какими чувствами ты её провоцируешь? Представь, что ты можешь оказаться в центре этой картины. Что будет происходить дальше?».
Пример: Ребенок выбирает карту с изображением маленького котенка, который спрятался в коробке. Ребенок может сказать: «Котенок боится, потому что один» или «Ждет, когда его найдут».
Эта ассоциация может являться выражением текущего эмоционального состояния ребёнка, например, чувства одиночества или ожидания помощи.
Две карты: анализ изменений. Через упражнение ребенок способен заметить изменение эмоционального состояния, варианты разрешения затруднений или своё отношение к происходящему.
Алгоритм работы:
- Ребенок самостоятельно подбирает первую карту, руководствуясь настроением или случайным выбором.
- Ребенок сравнивает картинки.
- Специалист спрашивает: «В чем различие второй карты с первой? Какие новые значения проявились? Что может помочь герою первой карты улучшить его положение?»
Пример: Ребенок берет первую карту — одинокий корабль в море, вторая карта — порт с людьми и огнями. Это может означать переход от одиночества к поиску помощи, важный момент при работе с тревожными детьми.
Создание собственной карты. Способствует развитию фантазии у ребёнка, помогает ему понимать собственные потребности и осваивать решение личных задач.
Алгоритм работы:
- Ребенку поручают создать собственную карту и нарисовать её. Во время работы ему задают следующие вопросы: «Для какой возрастной группы предназначена эта карта? Какие персонажи или образы присутствуют на рисунке?»
- По окончании рисования ребёнок объясняет смысл своей карты и способы её применения.
Пример: Ребенок рисует лестницу, уходящую в небо, и говорит, что это «лестница мечты», способная поднять вверх тех, кто сильно захочет.
Какие арканы МАК эффективны при взаимодействии с детьми?
При взаимодействии с детьми необходимо выбирать колоды карт, которые им доступны, интересны и безопасны. Некоторые наборы предназначены для самоидентификации, другие способствуют развитию воображения или работе с эмоциями. В подборке представлены популярные колоды, зарекомендовавшие себя в детской практике.
Сборку персонажей из игры «Роботы» можно использовать для работы с самоидентификацией. Набор карточек с картинками деталей роботов: головы, тел, ног. Ребята соединяют их, делая особенного героя, что помогает понять себя.
Как работает:
- развивает воображение и креативность;
- Способствует самовыражению детей посредством создания персонажа.
- Полезно при работе с детьми, у которых трудности с определением себя.
- Позволяет увидеть свои плюсы и минусы.
«Дерево как образ человека» — это метафора переживаний внутри себя. Таро-колода построена на символике деревьев: на картах показаны различные деревья в различных ситуациях — увядшие, цветущие, произрастающие среди друг друга или одиноко.
Как работает:
- Дает ребёнку возможность рассказать о своём нынешнем настроении, выбрав дерево.
- способствует развитию рефлексии;
- Способствует самоанализу и осознанию эмоций.
Развитие ассоциативного мышления через метафорических животных. Карты этой колоды изображают разных животных. Они помогают детям находить соответствие между характерами, поведением и эмоциями животных и собой.
Как работает:
- Даёт возможность ребёнку самовыразиться с помощью образов животных.
- Способствует развитию эмпатии, ассоциативного и метафорического мышления.
- полезна для работы с тревожностью и неуверенностью.
Существуют универсальные наборы карт, подходящие как детям, так и взрослым. С помощью таких наборов можно работать с различными аспектами личности и жизненных ситуаций.
- «Сага» – это серия карт для создания историй, развития воображения и самопознания.
- «Персона» — это карты с изображениями людей различных возрастов и профессий, которые применяются при работе с семейными и социальными ролями.
- «ОН» — одна из классических колод для работы с эмоциями и личностными переживаниями.
- Колода «Хабибат» с этническими образами предназначена для работы с культурными различиями и личной идентичностью.
- Карты «Морена» отличаются глубокими символическими образами и помогают работать с эмоциями и обстоятельствами жизни.
Карты с метафорами — эффективный инструмент для детей, помогающий им понимать свои чувства, развивать фантазию и находить решения в трудных ситуациях. Выбор колоды определяется возрастом ребенка и задачами работы, однако основная цель остаётся неизменной: создать безопасную обстановку, где ребенок сможет свободно проявлять себя.
Какими принципами руководствуются при работе с картами МАК?
Работа с МАК строится на признании сущности каждого ребенка, права на личные толкования и умения находить лично значимые значения в рисунках.
- В детском восприятии каждая трактовка событий считается правильной. При работе с картами нет верных или неверных ответов. Каждый ребёнок привносит в изображение личное значение, основанное на его опыте, чувствах и ассоциациях. Это особенно актуально для работы с тревожными и застенчивыми детьми, которые опасаются совершить ошибку или получить замечание.
Психолог показывает карту с изображением дождя и спрашивает ребенка о его впечатлении. Один ребенок говорит: «Грусть, потому что дождь — это слезы», а другой отвечает: «Радость, потому что можно прыгать по лужам». Оба ответа верны, так как отражают личное восприятие.
Важно: эксперт не толкование карты о ребенке и не внушает своё мнение. Вместо этого эксперт способствует самопознанию, задаёт вопросы и помогает ребёнку глубже разобраться в своих эмоциях.
- В символике ребенок открывает для себя значимые образы. Карты действуют на подсознательном уровне, побуждая к ассоциативному мышлению. Изображения у детей вызывают личные воспоминания, метафоры и символы, актуальные в данный момент.
Ребенок достал карту с изображением дерева с разными листьями и ветками. Ребенок говорит: «Это похоже на меня. Вот тут мои друзья, а здесь — мама и папа». Так карта превращается в инструмент самопознания: ребенок через символику деревьев выражает своё восприятие отношений.
Важно помнить, что даже простые рисунки могут нести глубокие смыслы, которые различаются для каждого ребёнка.
- Методика применима к детям разного возраста. Методику МАК можно применять как с детьми дошкольного возраста, так и со школьниками-подростками, адаптировав её под уровень их развития.
Возраст |
Как работают с картами |
5–7 лет |
Связывают себя с персонажами из карт, придумывают сюжеты и говорят о чувствах персонажей. |
8–12 лет |
Изучают карты, соотносят события с личной реальностью, устанавливают взаимосвязи. |
13–17 лет |
Карты помогают осмыслить и проживать трудные эмоции, улучшить самооценку, определить цели. |
Карты понятны всем, независимо от языка или культуры. Даже дети, владеющие различными языками, могут использовать карты, потому что рисунки доступны на интуитивном уровне.
Как этично использовать карты МАК
Работа с метафорическими картами подразумевает знание методики и этических принципов. Необходимо уважать авторские права, правильно выбирать колоды карт, личные границы ребенка и воздерживаться от навязывания интерпретаций. Благодаря этим правилам создается безопасная среда, где карты служат инструментом самопознания, а не диагностики или давления.
- Авторские права. Психологи, художники и арт-терапевты разрабатывают метафорические карты. Для работы лучше использовать оригинальные колоды, а не распечатки из сети. Так поддерживается творческий труд авторов, которые совершенствуют методики и создают качественные рисунки.
- Экологичность работы. Не стоит навязывать детям толкование карт и требовать от них глубокого анализа, если они еще не готовы к этому. Если ребенок не желает обсуждать свои чувства или делает это поверхностно, специалист следует его границам.
- Безопасность. Детям с фобиями или психологическими трудностями не следует давать карты с тревожными картинками.
- Конфиденциальность. Все рассказы ребёнка остаются в пределах терапии. Психолог не передаёт родителям персональную информацию, которую ребёнок поделился, без его разрешения. Исключение составляют случаи, когда речь идёт о угрозе безопасности.
Карты МАК способствуют развитию ассоциативного мышления, рефлексии и умения работать с собственными эмоциями. Метод остаётся гибким и ненавязчивым, подходящим даже для детей, которым трудно выражать свои чувства словами. В работе с картами важно сформировать безопасную обстановку, позволяющую ребёнку открыто делиться мыслями, находить новые интерпретации и глубже понимать себя.