Фото: img.freepik.com

Содержание:

  • Какова польза карточек PECS при взаимодействии с детьми с особенностями развития?
  • Этапы обучения детей с особыми потребностями с помощью карт PECS.
  • Применение системы ПЭКС в деятельности логопедов и дефектологов.
  • Какие преимущества методики PECS
  • Где можно приобрести карточки PECS для занятий с детьми с ограниченными возможностями развития?

Система обмена картинками (PECS) – это альтернативный способ коммуникации, при котором ребенок выражает желания с помощью картинок на карточках. Метод разработан для детей, которые пока не могут говорить или сталкиваются с трудностями в устной речи. Чаще всего его применяют при работе с детьми с расстройствами аутистического спектра, задержкой речевого и психического развития, нарушениями интеллекта и другими формами ОВЗ.

Принцип PECS прост: ребенок показывает карточку с изображением предмета — например, яблока или игрушки — и таким образом выражает желание. Постепенно осваивает отдельные слова и целые фразы, что помогает установить первую осознанную коммуникацию с окружающими.

Как карточки PECS помогают детям с особыми потребностями?

Методика PECS позволяет ребенку сделать первые шаги к полноценному общению с взрослыми. Даже если малыш не говорит, у него появляется понятный и доступный способ выразить свои мысли. Это уменьшает тревогу и раздражение, которые появляются, когда дети не могут объяснить свои потребности.

Карточки ПECS выполняют ряд задач.

  • Развивают у ребёнка способность к осмысленному выбору и демонстрируют, чего желает ребёнок.
  • Высказывают желание взаимодействовать — ребёнок первым связывается со взрослым.
  • Развивается умение действовать по порядку: «хочу – беру карточку – передаю взрослому».
  • Уверенность в себе растет, так как просьбы выполняются.
  • Начинаются первые попытки общения — даже у тех, кто ранее избегал взаимодействия.

По мере освоения карточек дети всё чаще вступают в контакт, смотрят в глаза, проявляют интерес к людям и происходящему вокруг. Активнее участвуют в занятиях и используют новые формы общения — жесты, звуки, слова.

Этапы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с помощью картинок ПЭКС.

Методика PECS состоит из шести этапов, по которым ребенок последовательно учится общаться. Уроки начинаются с простого действия — обмена карточки на предмет — и постепенно усложняются. Каждый этап добавляет новую задачу, но сохраняет освоенные навыки. Это делает процесс обучения стабильным и понятным даже для детей с тяжелыми нарушениями коммуникации.

Этап 1. Обмениваем карточку на предмет. Сначала малыш запоминает, что нужно показать картинку предмета, который хочется получить. Если ему нужно яблоко, то даст картинку с яблочком взрослому и получит его взамен.

Ребенку важно увидеть связь между действием и результатом: показал карточку — получил предмет. Так малыш понимает, что общение работает. В этом случае полезно иметь рядом двух взрослых: один помогает ребёнку с движением руки и передачей карточки, другой принимает её и сразу даёт предмет.

Этап 2. Начинаем взаимодействовать с партнером. Ребенок учится сам обращаться к взрослому и начинать общение. Карточки расположены не сразу перед ним — ему нужно встать, дотянуться или подойти, чтобы взять нужную и отдать ее. Цель — показать, что инициатива может исходить от него самого, а не только от взрослого. Этот этап развивает активность и побуждает детей с ОВЗ чаще вступать в контакт.

Третий этап — это развитие навыков общения как на расстоянии, так и с разными людьми. Когда малыш уверенно меняет карточку на вещь, методика становится сложнее. Колоду теперь располагают подальше от него. Ребенку нужно пройти к столу, подобрать подходящую картинку, потом найти взрослого и показать ему карточку.

В процессе обучения присоединяются новые участники: сначала взрослые, потом дети. Ребенок отрабатывает навык в различных ситуациях — дома, в школе, на прогулке. Этим развивается возможность общения в реальной жизни.

Этап 4. Строим предложение. В этот период возникает так называемая «полоса-предложение» — лента с липучкой, из пластика или бумаги. Ребенок располагает карточки на ней для составления простой фразы. Чаще всего это «Я хочу» + картинка предмета. Например: «Я хочу мяч». Так дети начинают постигать структуру речи и строить законченную мысль, а не просто показывать на предмет.

Этап 5. Отвечаем на вопрос «Что ты хочешь?». Взрослый спрашивает о желаниях ребенка, который собирает ответ из карточек. Это первый шаг к диалогу: ребенок учится не только начать контакт, но и реагировать на него. На этом этапе важно развивать понимание вопроса и умение удерживать внимание во время общения.

Этап 6. Расширяем речь. В завершающей стадии добавляются новые элементы: прилагательные (цвет, размер), глаголы (действие), указания местоположения. Вместо простой фразы «Я хочу печенье» ребенок может сформулировать: «Я хочу большое шоколадное печенье» или «Я хочу играть в мяч на улице».

Карточки превращаются из простого инструмента просьбы в средство высказывания мыслей. Ребенок, имея зачатки речи, может начать говорить на этой стадии.

Читайте также:
Понятие речевой терапии и ситуации, когда её требуется.

Подробнее

Методика PECS не предполагает от ребёнка навыков подражания, зрительного контакта или понимания речи в начале обучения. Это делает её особенно эффективной для детей с расстройствами аутистического спектра и другими тяжелыми формами ограничений развития. Каждый этап основывается на мотивации ребенка и строится таким образом, чтобы общение стало понятным, доступным и нужным.

Использование систем альтернативной коммуникации (САК), а именно метода PECS, в деятельности логопедов и дефектологов.

Карточки PECS не заменяют речевую терапию, но помогают ребенку начать общение до появления речи. Это важно для работы с детьми, у которых нарушены навыки подражания, понимание сказанного, произношение или желание взаимодействовать. PECS позволяет начинать с простого действия — обмена карточкой на предмет — и постепенно переходить к осмысленной коммуникации.

Подходит для разных категорий ОВЗ. PECS применяют в работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра, задержку речевого или психического развития, нарушения интеллекта, синдром Дауна и другие формы ОВЗ. Метод особенно эффективен, если ребенок не говорит вообще или почти не использует речь, но проявляет интерес к предметам и может обменять карточку на желаемое. Это делает PECS универсальным инструментом начальной коммуникации.

Подстраивается под уровень ребенка. С детьми, не владеющими речью, специалист занимается базовыми навыками: выбором карточки, её передачей, контактом с партнёром. Если у ребёнка есть небольшой словарный запас — PECS помогает формировать предложения и развивать связную речь. Методика универсальна и может быть адаптирована к разным потребностям.

Система включает в себя PECS как компонент. Система ПECS не функционирует самостоятельно, является частью комплексной коррекционной программы, включающей развитие речевого понимания, формирования звуков и слов, работу над моторными и познавательными способностями, а также обучение сюжетной игре.

В процессе обучения специалист применяет карточки для того, чтобы научить ребенка формулировать просьбы и активизировать его участие. Так, во время игры малыш может с помощью карточек выбрать задание: «Я хочу собирать пирамидку», «Я хочу играть с машинкой». При выполнении заданий карточки помогают разъяснить действия: «Возьми карандаш», «Нарисуй круг». Если ребенок не понимает речь, визуальная поддержка дает ему направление.

В фазе активизации устной речи карточки выступают как вспомогательный инструмент: малыш сначала обращается к ним, потом педагог подталкивает произносить слова вслух, и в конечном итоге карточка отходит на второй план, остаётся только речь.

Ребятам с расстройствами аутистического спектра для организации ежедневных занятий и прогнозирования дальнейших событий можно использовать пооперационные карты совместно с карточками PECS. Такой подход обеспечивает ребенку чувство контроля, безопасности и активного участия.

Коммуникация не должна ограничиваться занятием. Применение карточек только в кабинете логопеда или дефектолога не обеспечивает быстрого прогресса. Для эффективного использования метода колода должна быть доступна всегда: в группе, на кухне, в рюкзаке. Такой подход позволяет ребенку применять навык в разных ситуациях, что является целью PECS.

Для достижения результата взрослые и специалисты должны применять карточки единообразно. Несовпадение действий может сбить ребенка с толку. В связи с этим логопед проводит обучение родителей: рассказывает, как и когда использовать карточки, как отвечать на попытки общения, как поддерживать мотивацию.

Специалисту важно пройти обучение. Карточки — лишь видимая сторона метода. За ними скрываются строгие правила: моменты введения новых картинок, реакции на поведение ребёнка и переход к следующему этапу. Без подготовки специалист может нарушить ход обучения: например, перегрузить ребёнка картинками или слишком рано перейти к сложным структурам.

Методика PECS помогает понять тех, кто пока не может говорить. Для этого нужно создать ясную систему общения и строго ей следовать.

Какие преимущества методики PECS

Карточки PECS доказали эффективность При работе с детьми, имеющими задержку развития речи или её отсутствие, ценятся практичность, универсальность и эффективность метода.

Преимущество

Что дает

Функционален и при серьёзных речевых затруднениях.

Эта методика не предполагает, что ребенок предварительно должен уметь подражать, говорить, смотреть в глаза или понимать устную речь. Можно начинать с самого простого – желания получить желаемое. Это делает PECS доступной для детей с различными уровнями развития.

Способствует общению с самого начала обучения.

С самого начала малыш самостоятельно подбирает карту, протягивает её взрослому и за это получает то, чего захотел. Ребенок не просто следует указаниям, а руководит развитием событий. Это повышает стремление к действиям, уменьшает беспокойство и стимулирует общение.

Облегчает построение связи между жестом и речью.

ПECS не ограничивается карточками. Методика постепенно переходит к формированию предложений, расширению словарного запаса и улучшению произношения. У множества детей речь начинает развиваться после того, как научатся выражать мысли с помощью карточек.

Легко адаптировать под разные ситуации

Этот метод подходит для использования дома, во время занятий, в детском саду, на прогулке и даже в магазине. Карточки удобно хранить при себе или размещать в подходящих местах. Системы не нуждается в особых условиях или сложном оборудовании.

Вовлекает родителей и педагогов

Система обучения PECS включает работу специалистов: логопеда, дефектолога, воспитателя и семью. Вся команда применяет одинаковые карточки и принципы, что ускоряет усвоение навыка ребенком и его применение в повседневной жизни.

Основана на мотивации ребенка

Методика основана не на внешнем контроле, а на интересе ребенка. Ребенок сам определяет свои потребности и действует самостоятельно.

Уменьшает проблемное поведение

Если ребенок не может передать свои мысли словами, то часто выражает недовольство криками, капризами или агрессией. Система PECS снижает уровень волнения: вместо негодования ребенок может донести своё желание другим способом.

Где можно приобрести карточки PECS для взаимодействия с детьми, имеющими ОВЗ?

Набор карточек PECS доступен в различных форматах: специальные комплекты для логопедов и дефектологов, стартовые наборы для родителей, карточки с базовыми словами и действиями, а также материалы для самостоятельной печати. В статье рассказывается, где приобрести набор и что учесть при покупке.

Магазины онлайн, работающие с особенными потребностями детей. На этих ресурсах доступны карточки, составленные по предложению экспертов. В набор часто входят не только иллюстрации, но и вспомогательные материалы.

  • Сова-Нянька Карточки по темам (еда, действия, чувства), альбомы, папки, принадлежности для организации наглядной помощи.
  • АЛМА Набор увеличен до 880 карточек, подойдет для занятий как в классе, так и дома.
  • Planik Карточки, расписания, записи о пациентах, удобные папки с липучками.
  • ЧиЧиКо Начнем обучение с комплектов ПЭКС и визуальных подсказок.

Маркетплейсы. Для начала работы с базовыми наборами или карточками для развития речи можно обращаться к крупным платформам, где представлены предложения от малых мастерских и локальных издательств.

  • OZON — карточки PECS со знаками для действий и предметов, наборы игрушек для мальчиков и девочек.
  • Wildberries Наборы для развития речи и общения, начальные комплекты, карточки на кольца.
  • Яндекс Маркет Наборы с графическими элементами для обучения, например, логопедического характера.

Поставщики для детских садов и школ. В образовательном учреждении заказать наборы PECS возможно у поставщиков школьного оснащения.

  • ФГОС Поставки Карточные системы PECS, предназначенные для работы в коррекционных классах.
  • ЭЛТИ-КУДИЦ Набор «Альтернативная коммуникация» для детей с расстройством аутистического спектра и другими видами особых образовательных потребностей.

Изготовить самостоятельно Такая возможность особенно полезна, когда у ребёнка нестандартные увлечения или требуется быстро добавить в общение новый предмет, которого нет в стандартных наборах. Например, если ребёнок увлекается конкретным персонажем мультфильма, необычной игрушкой или предметом быта, — стоит использовать его изображение. Это повышает мотивацию и помогает быстрее погрузиться в процесс.

Сделать карточку просто:

  1. Сделайте снимок желаемого предмета на телефон в нормальном освещении, увеличив масштаб изображения. Можно сфотографировать игрушку, упаковку печенья, дверь лифта — любой объект, который малыш регулярно наблюдает и взаимодействует.
  2. Отпечатайте картинку на принтере — подойдет обычная бумага, но плотнее или ламинация будет лучше.
  3. Сократите и, если нужно, прикрепите липучку к полоске-предложению или визуальному расписанию.
  4. Подпишите открытку — некоторые дети могут и не нуждаться в этом, а другим важно увидеть написанное слово. Для записи можно использовать шрифт с заглавными буквами, если это подходит возрасту ребенка.

Домашние карточки эффективны на начальном этапе обучения, когда у ребёнка мотивация тесно связана с конкретными предметами. С их помощью можно сразу же подстроить материал под интересы ребёнка, не дожидаясь появления нужной карточки в купленном комплекте.

Этот метод также применим за пределами дома: во время прогулки, путешествия или визита к врачу можно быстро нарисовать карту или показать фотографию на телефоне, продолжая пользоваться системой PECS в нестандартной обстановке.

Методика PECS – эффективный инструмент для работы с детьми, которые ещё не говорят. Это альтернативный способ коммуникации. Благодаря карточкам PECS ребёнок может выражать свои желания, понимать основы общения и совершить первые шаги в развитии речи.

Для функционирования метода необходимо разобраться с работой карточек PECS. Обучение осуществляется постепенно, учитывая заинтересованность ребенка, с помощью поддержки семьи и практического применения навыков в обычной жизни.