Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Дети наслаждаются игрой с песком и водной стихией. Профессионалы используют эти развлечения как инструменты терапии, способствующие развитию речи, тонкой моторики и когнитивных функций.

Как применять песочную и акватерапию при работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, обсуждаем в данном материале.

В коррекционном процессе эффективно применяются песок и вода.

Песочная и акватерапия используются при комплексном лечении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Двигательные:Обе формы терапии укрепляют мелкую и крупную моторику, координацию движений и мышечную силу. К примеру, дети могут переносить песок из одного сосуда в другой.

Речевые: Песочную терапию применяют для развития речи детей с помощью игровых и творческих упражнений. Например, можно предложить ребенку поиграть с фигурками животных и людей. Специалист может задать вопрос «Что делает слон в песочнице?» и побудить ребенка ответить.

Эмоциональные и поведенческие:Песочная и водные процедуры помогают детям проявлять эмоции, преодолевать тревожность, стресс и повышенную агрессию.

Когнитивные: Акватерапия помогает детям сосредоточиться, запоминать информацию и быть внимательными благодаря необходимости следить за множеством движущихся объектов.

Сенсорные расстройства: Песок и вода способствуют развитию зрения и тактильного восприятия, что благотворно сказывается на детях с нарушениями сенсорной интеграции.

Специалисты в области дефектологии и логопедии обращают внимание, что у детей речевые трудности часто сопровождаются эмоционально-поведенческими проблемами. Такие дети обычно чувствительны, испытывают трудности с самоконтролем, не могут сосредоточиться на чем-либо одном, демонстрируют эмоциональную неустойчивость и напряжение.

Игры с песком и водой помогают решить логопедические проблемы: малыш расслабляется, уходит в себя.

Результат работы зависит от каждой ситуации. Специалист замечает, что некоторые упражнения ребёнку даются легко, в то время как другие вызывают отрицательные эмоции или не приводят к желаемому эффекту. Программу тренировок постепенно корректируют и делают более персональной.

В течение 8-10 занятий обычно становится заметен прогресс.

Один из моих учеников с диагнозом РАС и отсутствием речи в начале терапии боялся прикасаться к песку и кричал. Ему нравились игры с водой. Я предложила ему после контакта с песком мыть руки и окунать их в мини-бассейн с игрушками, а потом снова возвращаться к песку.

Результатом стало то, что через несколько занятий он преодолел психологический барьер. Сейчас он свободно рисует на песке и говорит целыми предложениями.

Акватерапия

Акватерапия — это метод реабилитации и коррекции, использующий воду для улучшения физического и эмоционального состояния человека. Вода оказывает успокаивающее действие, а игры с ней формируют положительный настрой, уменьшают напряжение и скованность. Развивается самоконтроль, мелкая моторика, внимание и память у ребенка.

Специалист выбирает игры и материалы, учитывая личные особенности ребёнка, его диагноз, структуру нарушения и цели коррекции. При выборе игр с водой для детей с особенностями развития требуется:

  • Игры подходили по возрасту и развитию ребенка.
  • игровой материал постепенно усложнялся;
  • При работе учитывали смена видов деятельности. Занятия с водой длятся 20-30 минут, за которые возможно провести до трёх игр и упражнений с динамическими паузами, пальчиковой и дыхательной гимнастикой, а также рефлексией.
  • Игрушки и вещи отличались яркими красками и разнообразными поверхностями.

В занятиях можно применять специализированное оборудование: стол-ванну — каркас из металла с двумя ванночками и столешницей сверху, а также емкости разной формы — тазики, игрушечные бассейны, бутылки. В качестве инструментов годятся наборы пластиковых и резиновых игрушек, поролоновые губки, шарики из пластика, лейки, трубочки, камешки.

Камни применяют в играх для сравнения, счета и развития тактильного восприятия. Иногда дети приносят окатанные море камни и ракушки, разыскивая их среди других предметов.

На занятии ребёнку нужно иметь сменную одежду для переодевания после игр.

Десять игр с водой для снятия стресса.

Существует несколько видов занятий с водой, которые можно легко комбинировать. Рассмотрим эти виды.

«Здравствуй, водичка!»Ребенок погружает руки в теплую воду и двигает пальцами, рассказывая о своих чувствах.

«Веселые капельки».Ребёнок достаёт руки из воды и смотрит на «дождик» — капли, текущие с пальцев.

«Хлоп-хлоп».Ребенок стучит ладонью по воде и наблюдает за волнами и брызгами.

«Тепло-холодно». Ребенок погружает поочередно руки в чашки с холодной и горячей водой, рассказывает о своих чувствах.

«Веселые утята».Воспитатель кладет в тазик семь резиновых уток и попросит ребёнка посчитать их. Можно брать из тазика или добавлять по одной.

«Тонет-не тонет».В контейнер с водой ребенок опускает объекты разного веса: губкой и камнем.

«Веселая рыбалка». Из аквариума или таз ребятки извлекают игрушки, используя руки или магнитную удочку.

«Выжми губку». Ребенок опускает губку в воду и наблюдает, как та разбухает. Потом извлекает её и отжимает в другое ведро.

«Исправь ошибку». Воспитатель говорит, что сейчас возьмёт шесть ракушек, но извлекает пять. Ребенку нужно сосчитать и обнаружить несоответствие.

«Расскажи сказку».В воду помещают игрушки — героев сказок, например из «Колобка». Ребенок погружает руки в емкость и повествует сказку.

В перерывах между играми можно развлекать малыша, когда вы протираете ему руки салфетками дополнительной деятельностью. Поглаживайте одну ладошку другой, а затем растирайте и вытягивайте поочередно каждый пальчик.
Самомассаж развивает мелкую моторику, ребенок сможет выполнять его в свободное время без занятий.

Песочная терапия

Швейцарский психоаналитик Карл Густав Юнг предложил использовать песок как терапевтический материал. Его ученица Дора Калфф разработала методику песочной терапии по принципу свободного и защищенного пространства, где ребенок может выражать и исследовать свой мир, превращая внутренние переживания в зримые и осязаемые образы.

Ребенок во время тренировок представляет свои эмоции.

  • Рисуя песком, ребёнок может изобразить, например, доктора из поликлиники, вызывающего у него страх, или другого малыша, причиняющего ему боль в садике.
  • Предлагает сцену с участием двух персонажей, вступающих в спор.

Ребенок обычно повествует историю с позиции главного действующего лица. Преподаватель направляет беседу вопросами о нем. Цель педагога — уменьшить беспокойство, успокоить и предложить позитивное развитие событий.

В пескотерапии применяют кинетический и кварцевый песок, имеющие различный характер. Кинетический содержит силикон, поэтому эластичен, не очень сыпуч и легко поддаётся лепке в фигурки. Кварцевый песок рассыпчатый, что удобно для рисования на столе с подсветкой.

Для предотвращения рассыпания кварцевого песка применяют просеивание или антистатические спреи.

Песок для детских площадок должен быть чист и безопасен. Для этого его необходимо время от времени прокалить в духовке на протяжении часа при 180 градусах Цельсия. Замену песка в песочнице рекомендуется проводить 1-2 раза в году.

Для занятия подойдет поддон из дерева или пластика размером около 50 на 70 сантиметров и высотой восемь сантиметров. Такой размер позволит ребенку видеть всю композицию. Хорошо, если емкость для песка будет синего или желтого цвета — такие цвета успокаивают и настроят на работу с внутренними ощущениями.

В поддон насыпают песка примерно две трети от его объема, достаточно много, чтобы было удобно рисовать, но не так много, чтобы он высыпался. Для работы подойдут другие предметы, например лейка, бутылка с водой для смачивания песка и лепки фигурок, формочки, мелкие игрушки, детали конструктора, пуговицы.

Развивающие игры с песком для внимания, памяти и мышления.

Дети самостоятельно выбирают игру. Взрослый лишь наблюдает и руководит. Занятия зависят от индивидуальных особенностей. Например, есть способ «рука в руке»: педагог берет ладонь ребенка, вместе захватывают горсть песка и тонкой струйкой начинают рисовать, выводят по трафарету треугольники, круги, овощи, фрукты. Песочные изображения украшают цветными камнями и мини-фигурками.

Рассмотрим другие игры из пескотерапии:

  1. «Найди клад». Перед игрой закапывайте игрушку в песок и давайте ребенку задание найти ее, следуя указаниям. Например: «Игрушка находится в правом верхнем углу песочницы». Можно спрятать несколько игрушек и предлагать находить их по описанию места расположения.
  1. «Узоры на песке». Предложи ребенку нарисовать геометрическую фигуру: зигзаг, ломаную линию или снежинку. Также можно попросить изобразить что-либо в определенном месте песочницы: справа, слева, посередине или рядом с чем-то конкретным.
  1. «Четвертый лишний». Разместите на песке четыре объекта: три идентичных и один отличающийся от остальных, например, три треугольника и один квадрат, или три синие палочки и одна белая. Попросите найти разный объект и засыпать его песком.
  1. «Лабиринты». Ребенку нужно изобразить пальчиком дорожку, ведущую игрушку к домику. Также можно соединить линией лежащие на песке предметы.
  1. «Путаница». Нарисуй на песке предмет и слегка затени его песком. Предложи ребенку отгадать рисунок.

Перед началом занятий аква- или песочной терапией необходимо обсудить с ребенком правила. Например, нужно объяснить, что разливать воду и разбрасывать песок нельзя. Ребенок в эмоциональном возбуждении может поступать так, но взрослому следует запастись терпением и повторять правила многократно.