Фото: img.freepik.com

Изображения: Unsplash. Рисунок: Юлия Замжицкая.

Учитель истории и обществознания Елена Зотова В школе № 4 города Миллерово рассказывают о специфике сингапурской методики и о том, как её использовать на уроках.

Что такое «сингапурская методика»

В Сингапуре применяется методика «корпоративного обучения», основанная на командной работе и направленная на создание комфортной психологической атмосферы. Такая технология обязательна в сингапурских школах. В России пионером этой технологии считают Республику Татарстан, где около 30 тысяч учителей прошли обучение по данной методике.

Некоторые приемы сингапурской методики:

  1. Давай пять.

Жест «открытая ладонь» используется в качестве приветствия, похвалы при касании ладоней учителя или другого ученика, сигнала «Готов ответить» со стороны ученика и «Жду тишины» со стороны учителя.

  1. Работа в парах
  2. Работа в четверках

Для работы две парты соединяют. За них садятся четыре человека и каждому присваивают номер от одного до четырех. В процессе «четверки» можно разделить на пары — поручить обсудить что-то партнеру «по плечу» (сидящему рядом) или «по лицу» (сидящему напротив).

  1. «Корнерс» (Corners — англ. «углы»)

Учитель ставит перед учащимися несколько точек зрения на спорный вопрос и каждому из них соответствует отдельный уголок в классе, который учитель заранее маркирует каким-либо способом.

Ученики собираются группами в зависимости от того мнения, которое им кажется более убедительным, и совместно с одноклассниками из своей группы формулируют аргументы в поддержку своего ответа.

  1. Фокус-группы

Например, учащимся дают разные определения одного понятия. Нужно найти тех, кто думает так же, и доказать свою точку зрения.

Если во время обсуждения дети поменяли точку зрения, то могу быть перенесены в другую группу.

  1. Круглый стол

Этот формат подходит для обобщения пройденного материала как небольшими группами, так и объединёнными несколькими группами за одним столом.

Ребятам предлагают по очереди поделиться впечатлениями от занятия, своими выводами. Сделать это можно как устно, так и письменно: каждый записывает свою идею и передаёт соседу, а кто-то собирает все идеи группы и обобщает их.

Чтобы провести урок по сингапурской технологии в российской школе, нужно подготовиться не только по программе, но и изменить расположение парт, организовать пространство класса. В итоге эффект может быть превосходным.

При первом применении этой технологии я заметила очень активных и мотивированных ребят. Даже обычно угрюмые ученики, которых приходится заставлять участвовать, превращаются в лидеров команд и с энтузиазмом присоединяются к процессу.

Плюсы сингапурской методики

Четыре основного преимущество сингапурской образовательной технологии, по словам Елены Зотовой:

  1. Учит работать в команде.

Сингапурская технология — совместная работа. Выходя из учебных заведений и вступая в профессиональную жизнь, люди благодаря этому навыку быстро адаптируются к коллективу, находят свое место, осознают ожидания команды и понимают, что от него хочет коллега.

  1. Создает дружелюбную, поддерживающую атмосферу.

Дети после выполнения задания приветствуют друг друга жестом «Хай файв», выражая благодарность за совместную работу в группах или парах. Можно обнять или похлопать соседа по плечу. Допускаются ошибки, иногда что-то не получается, но продолжаем работать и стараемся решать проблемы.

  1. Активизирует внимание каждого ученика.

Постоянно меняются составы групп, участвующих в учебном процессе. Дети не знают, кто будет вести урок, с кем им придется работать. Поэтому постоянно требуется активизация. Нельзя отвлекаться, ведь может оказаться, что ученику нужно перейти в другую группу и обсудить что-то с соседом.

  1. Дает право на ошибку.

Важно сформулировать проблему, чтобы ребята её обсудили, приняли совместное решение и высказали его. Пусть даже это решение окажется неверным — ничего страшного. Когда каждая группа выражает своё мнение, в итоге достигаем единства, общего положения.

Эксперт считает, что серьезным минусом сингапурской методики является невозможность применения ее полностью в нашей системе образования. Тем интереснее то, что ее можно использовать по частям, внедряя отдельные элементы.

Сингапурская технология имеет много преимуществ и недостатков. Многие критикуют ее за обезличивание ученика: для работы в группе детям присваивают порядковые номера, не называя имен. Вместе с тем эта технология позволяет ученикам активно участвовать в учебном процессе и получать от него максимальное удовольствие, считает Елена Зотова.

Смотрите выступление Елены Зотовой на вебинаре «Применение сингапурской методики обучения на урочных и внеурочных занятиях». здесь.


  • Совети по развитию сотрудничества на занятиях от специалиста по играм. ;
  • 7 настольных игр для развития неформальных навыков у детей. .