
Изображение: Викисклад. Рисунок: Юлия Замжицкая.
Линии времени применяют для демонстрации развития событий. Чаще всего это длинная полоса с указанием значимых дат по хронологии. Линии времени упорядочивают обширную информацию и делают её наглядной и запоминающейся. Ирина Демидова, педагог дополнительного образования из Барнаула, рассказывает, как помочь линиям времени на уроках литературы.
Таймлайн и биография
В жизни многих писателей бывают моменты «распутья», когда другой выбор привел бы к отсутствию их произведений. Например, эмиграция Бунина или врачебная практика Булгакова. Именно такие важные точки я выбираю для таймлайна и останавливаюсь на них во время рассказа об авторе. Ученики получают задание помочь писателю принять решение: остаться в России или уехать навсегда в Европу, выбрать трудную работу по профессии в военное время или избежать ее из-за проблем со здоровьем. Мы обсуждаем, совещаемся, включаем логику или предполагаем чувства героя в тот момент. Событие начинает иметь значение и для нас, ведь мы погружаемся в жизненный выбор и соотносим его с собой. В итоге вместе принимаем решение, какой совет дать автору, и смотрим, как он поступил на самом деле.
На доске и в тетрадях возникает линия с разветвлениями: один путь ведет в тупик. Фотографии или портреты автора разных лет можно распечатать и добавить к тексту – повествование станет ярче.
Таймлайн для всех параллелей
Мне довелось вести уроки почти во всех параллелях одновременно, создавая общий таймлайн для всех классов по биографии одного писателя или по истории литературы. В работе помогали пробковая доска, крафтовая бумага (ее можно заменить рулоном обоев), малярный скотч и даже стена кабинета.
На первом уроке, посвященном биографии Лермонтова, я нарисовала длинную линию и на ней отметила важные события и годы написания произведений в каждом классе. Потом дополняла точки краткой справкой из учебника или интернета, а также иллюстрациями к произведениям, которые появились на следующих уроках. Чем больше свободного пространства, тем больше информации получится разместить на таком таймлайне.
В течении учебного года можно составлять временную линию по периодизации литературы, выделяя для каждого класса наиболее значимые произведения, годы жизни авторов и литературные направления.
Таймлайн как проект в старших классах
В десятом классе у меня учились шестеро человек — отличная группа для самостоятельного изучения биографии и создания таймлайна. Но теперь не на стене, а в интернете. Ученики сами разделили ответственность: одна пара искала информацию, другая работала с изображениями, третья осваивала сайт для создания таймлайна. В результате получилась линия жизни Островского с уникальными фотографиями, датами написания и постановки пьес, важными событиями в биографии. Можно смело использовать ее через год, изучая автора с следующим десятым классом.
Сервисы для создания онлайн-таймлайна
Padlet Это сервис, известный созданием онлайн-уроков. Существует формат «таймлайн», понятный ребенку. Возможно одновременное использование из разных устройств.
KnightlabЭто самый популярный сервис для создания хронологий, работающий без регистрации и позволяющий вставлять генерируемые им графики событий на любые веб-страницы. Дизайн сдержанный, но информативный.
Time.graphics На данном ресурсе получится не только создать свой хронологический ряд, но и ознакомиться с работами других пользователей. Интерфейс удобный, к каждой дате можно прикрепить фотографии и видео.