
Многим современным педагогам сложно поддерживать порядок на уроке. Усталость от борьбы за хорошее поведение учащихся забирает время, которое можно было бы потратить на более важные аспекты урока. Как обеспечить в классе тишину и концентрацию учеников?
Опыт показывает, что установление нескольких ясных правил, применение понятных взысканий за их нарушение и неизменное следование принципу «нарушил – получи наказание» повышает вероятность проведения уроков без прерываний на воспитательные беседы.
Четыре правила
Слушайте и следуйте инструкциям.
Поднимите руку перед тем как говорить или встать со своего места.
Храните руки и ноги близко к телу.
Уважайте сверстников и преподавателя.
Эти правила действенны из-за логичности для детей, выполнимости и охвата практически всех видов недисциплинированного поведения.
Без чёткой системы наказания за нарушения правил эффективность системы будет всегда под вопросом.
Последствия
Идеальными результатами являются те, что не преграждают путь обучению.
1-е следствие: предупреждение;
2-е следствие: интеллектуальная пауза;
3-е следствие: сообщение родителям.
Важным является не только озвучить правила и меры ответственности классу, но и вывесить их наглядным образом в кабинете, периодически напоминая ученикам о них, чтобы сведения оставались свежими.
Про предупреждение все понятно, дополнительные объяснения не нужны. Расскажу о интеллектуальной паузе. Это примерно 15 минут, на которые нарушитель отвлекается от урока, за учительский стол и выполняет заранее подготовленное сложное задание. С условием, что выполненное задание проверяется и оценивается сразу после окончания урока, а оценка записывается в журнал.
Данный прием помогает реагировать на дисциплинарные нарушения самым щадящим способом для хода занятия: другие учащиеся не отвечают за нарушение дисциплины и имеют право обучаться, а не быть свидетелями разбора отношений между учителем и нарушителем.
Цель интеллектуального отдыха при нарушении порядка.
Исключение из класса
Во время перерыва нарушитель как бы выбывает из класса: не участвует в уроке вместе с остальными, к нему учитель не обращается с вопросами, не замечает его. Он физически находится в кабинете, но не принимает участия в происходящем и не входит в состав коллектива эти 15 минут.
Сообщение
В этой ситуации интеллектуальная пауза означает нарушение правил, вызывающее неприятие у преподавателя, и как следствие, необходимость нести положенное наказание.
Следствие
Ученики должны понимать неизменную логику: нарушение правил влечет предупреждение, повторное нарушение – выполнение сложного задания за учительским столом. Постоянство этой логики независимо от настроения учителя или погодных условий позволяет детям быстро осознать причинно-следственные связи и предвидеть последствия нарушения правил.
Некоторые преподаватели, возможно, зададутся вопросом: «Как поступить, если нарушитель не согласен отправиться на интеллектуальный перерыв?»
Возможно это, но причин такого поступка обязательно должна быть ряд. И таковые имеются.
Дети, не зная правил поведения, могут оспаривать наказания.
Если в учительской на доске вывешены списки правил и наказаний, можно просто показать их ученику, которому вдруг вспомнилось об этих правилах.
2. Учитель непоследователен.
Не всегда за нарушение следует наказание. Если учитель отклонится от принципа «нарушение – наказание», правила будут нарушаться всё чаще.
3. Учитель бывает груб и не сдержан.
Если педагог кричит на воспитанников, оскорбляет их или применяет физическую силу, требования его вызовут недовольство.
4. Наказан не тот, кто виноват.
Учителя должны наказывать только при уверенности в нарушении правил поведения и определении виновного. Если учитель не был очевидцем нарушения, не слышал голоса нарушителя и полагается на догадки или показания других детей, вероятность ошибиться высока.
Предположим ситуацию, где нет традиционных причин непослушания. Ученик отказывается принять наказание. Что делать? Возможно, в такой ситуации уместно воспользоваться третьим вариантом – обращением к родителям. Но нарушителю следует предложить выбор: «У тебя есть минута на размышления, после чего либо ты приходишь ко мне, либо я обращаюсь к твоим родителям». Таким образом, ответственность ложится на ученика, ему предоставлен свободный выбор.
Обращение к родителям
Педагоги советуют для эффективности написать письмо и отправить его электронным письмом, в мессенджере или вручить ребёнку с просьбой передать родителям, которые должны ответить по телефону или сообщением.
В обращении следует излагать лишь факты, избегая выражения личного мнения или оценочных суждений о поведении ученика. Завершить обращение стоит просьбой реагировать на предоставленную информацию.
История нарушения завершается в момент окончания наказания. Проблемы и переживания текущего дня не следует переносить в следующий и напоминать детям о прошлых ошибках.
По мотивам статьи