Фото: img.freepik.com

Многим современным педагогам сложно поддерживать порядок на уроке. Усталость от борьбы за хорошее поведение учащихся забирает время, которое можно было бы потратить на более важные аспекты урока. Как обеспечить в классе тишину и концентрацию учеников?

Опыт показывает, что установление нескольких ясных правил, применение понятных взысканий за их нарушение и неизменное следование принципу «нарушил – получи наказание» повышает вероятность проведения уроков без прерываний на воспитательные беседы.

Четыре правила

Слушайте и следуйте инструкциям.

Поднимите руку перед тем как говорить или встать со своего места.


Храните руки и ноги близко к телу.


Уважайте сверстников и преподавателя.

Эти правила действенны из-за логичности для детей, выполнимости и охвата практически всех видов недисциплинированного поведения.

Без чёткой системы наказания за нарушения правил эффективность системы будет всегда под вопросом.

Последствия

Идеальными результатами являются те, что не преграждают путь обучению.

1-е следствие: предупреждение;
2-е следствие: интеллектуальная пауза;
3-е следствие: сообщение родителям.

Важным является не только озвучить правила и меры ответственности классу, но и вывесить их наглядным образом в кабинете, периодически напоминая ученикам о них, чтобы сведения оставались свежими.

Про предупреждение все понятно, дополнительные объяснения не нужны. Расскажу о интеллектуальной паузе. Это примерно 15 минут, на которые нарушитель отвлекается от урока, за учительский стол и выполняет заранее подготовленное сложное задание. С условием, что выполненное задание проверяется и оценивается сразу после окончания урока, а оценка записывается в журнал.

Данный прием помогает реагировать на дисциплинарные нарушения самым щадящим способом для хода занятия: другие учащиеся не отвечают за нарушение дисциплины и имеют право обучаться, а не быть свидетелями разбора отношений между учителем и нарушителем.

Цель интеллектуального отдыха при нарушении порядка.

Исключение из класса

Во время перерыва нарушитель как бы выбывает из класса: не участвует в уроке вместе с остальными, к нему учитель не обращается с вопросами, не замечает его. Он физически находится в кабинете, но не принимает участия в происходящем и не входит в состав коллектива эти 15 минут.

Сообщение

В этой ситуации интеллектуальная пауза означает нарушение правил, вызывающее неприятие у преподавателя, и как следствие, необходимость нести положенное наказание.

Следствие

Ученики должны понимать неизменную логику: нарушение правил влечет предупреждение, повторное нарушение – выполнение сложного задания за учительским столом. Постоянство этой логики независимо от настроения учителя или погодных условий позволяет детям быстро осознать причинно-следственные связи и предвидеть последствия нарушения правил.

Некоторые преподаватели, возможно, зададутся вопросом: «Как поступить, если нарушитель не согласен отправиться на интеллектуальный перерыв?»

Возможно это, но причин такого поступка обязательно должна быть ряд. И таковые имеются.

Дети, не зная правил поведения, могут оспаривать наказания.

Если в учительской на доске вывешены списки правил и наказаний, можно просто показать их ученику, которому вдруг вспомнилось об этих правилах.

2. Учитель непоследователен.

Не всегда за нарушение следует наказание. Если учитель отклонится от принципа «нарушение – наказание», правила будут нарушаться всё чаще.

3. Учитель бывает груб и не сдержан.

Если педагог кричит на воспитанников, оскорбляет их или применяет физическую силу, требования его вызовут недовольство.

4. Наказан не тот, кто виноват.

Учителя должны наказывать только при уверенности в нарушении правил поведения и определении виновного. Если учитель не был очевидцем нарушения, не слышал голоса нарушителя и полагается на догадки или показания других детей, вероятность ошибиться высока.

Предположим ситуацию, где нет традиционных причин непослушания. Ученик отказывается принять наказание. Что делать? Возможно, в такой ситуации уместно воспользоваться третьим вариантом – обращением к родителям. Но нарушителю следует предложить выбор: «У тебя есть минута на размышления, после чего либо ты приходишь ко мне, либо я обращаюсь к твоим родителям». Таким образом, ответственность ложится на ученика, ему предоставлен свободный выбор.

Обращение к родителям

Педагоги советуют для эффективности написать письмо и отправить его электронным письмом, в мессенджере или вручить ребёнку с просьбой передать родителям, которые должны ответить по телефону или сообщением.

В обращении следует излагать лишь факты, избегая выражения личного мнения или оценочных суждений о поведении ученика. Завершить обращение стоит просьбой реагировать на предоставленную информацию.

История нарушения завершается в момент окончания наказания. Проблемы и переживания текущего дня не следует переносить в следующий и напоминать детям о прошлых ошибках.

По мотивам статьи