Фото: img.freepik.com

С 17 по 20 мая LEGO Education и Педсовет посетили Сибирь для выяснения проблем и задач образования региона. повысить уверенность И вовлеченность детей. Специалисты пришли к единодушному мнению, что STEAM-подход То, что помогает ученикам лучше подготовится ко взрослой жизни, помогает внедрить инструментарий STEAM в общеобразовательной школе. Педагоги, методисты и управленцы, принявшие участие в круглых столах LEGO Education в Томске, Кемерово и Новосибирске, ответили на вопросы о том, где найти деньги и какие технологии использовать.

Что мешает развивать STEAM-подход в школе

Внедрение STEAM в образовательную программу представляет сложности. Эксперты выделяют три ключевых барьера: недостаток времени, финансовые ограничения и дефицит квалифицированных специалистов.

Время

Дополнительные образовательные учреждения и гимназии могут воспользоваться всеми преимуществами STEAM, тогда как государственные школы не готовы полноценно преподавать робототехнику. В первую очередь из-за ограниченного времени урока. 45 минут недостаточно, чтобы качественно работать с наборами. Николай ПакОснователь федеральной сети дополнительного образования «Лига роботов».

Чтобы изменить данную ситуацию, Лига Роботов начала в школах эксперимент: на уроках учителя за 45 минут знакомят детей с основами робототехники, а последующие занятия проводятся в кружках.

Педагогам также недостает времени для обучения. Марина ПалехинаМетодист Кемеровской гимназии № 42 вспоминает, что после получения в рамках госпроекта двух новых лабораторных комплексов учителям понадобился год, чтобы освоить их самостоятельно. С новой техникой знакомились вместе с учениками одиннадцатых классов. Но выпускники покинут школу, а учителя снова останутся наедине с до конца не изученными технологиями.

Выход из этой ситуации Поддержка и руководство от поставщиков. Марина ПетякшеваМетодист Центра Управления Проектами (Кемерово) отмечает: много корпораций, желающих продвинуть свои комплекты, предлагают качественное и оперативное обучение по сниженным ценам или вовсе безвозмездно. В России, например, у компании LEGO Education есть Академия LEGO, где есть очные и online-курсы.

Участники круглого стола в Кемерово

Деньги

По словам Елены СорокинойДиректор Томской гимназии № 6 считает, что развитие STEAM-направления во всех школах — дорогостоящее мероприятие, так как техническая среда нуждается в постоянном сопровождении и модернизации.

Единственный путь — сотрудничество со школами по дополнительной образовательной программе. В шестой гимназии, например, уроки робототехники проводятся в городском доме творчества.

В школе «Перспектива» в Томске нашли другое решение: привлекли партнеров из бизнеса. В «Перспективе» есть биотехнологическая исследовательская площадка и сити-ферма, создание которых школе помогли компании, заинтересованные в появлении специалистов регионального уровня.

Кадры

Елена ПочинокДиректор Томского академического лицея им. Г. А. Псахье указала на недостаток кадров. В лицее обучаются три тысячи детей, робототехнику преподают и как дополнительный предмет, и внеурочно, и как обязательный для среднего и старшего звена. Педагоги очень нужны, но педагогический вуз не готовит таких специалистов, а молодых программистов школьная зарплата часто не устраивает. Кроме того, их приходится дополнительно переучивать: вчерашние студенты не знают, как работать с детьми разного возраста.

Елена МаркинаРуководитель детской школы робототехники Star Junior рассказала о найденном решении для своей компании. В Star Junior самостоятельно готовят к работе в области робототехники молодых специалистов, окончивших педагогические вузы. LEGO EducationЕлена признается, что если такой метод подходит для маленькой группы в секции дополнительного образования, то в большой школе с пятьюста учителей самостоятельное обучение очень затратно по времени и ресурсам.

В Томском физико-техническом лицее, где робототехника — основная дисциплина, проблему с кадрами решают, привлекая технически подкованных магистрантов из Томского университета управления радиосвязью. Магистранты умеют конструировать, программировать и хорошо разбираются в предмете, участвуя в соревнованиях. После выпуска многие уходят из школы, но их заменяют новые студенты или педагоги допобразования.

Ирина СахароваДиректор школы «Перспектива» полагает, что кластерная система образования разрешит кадровые и финансовые проблемы. Одна группа школ сможет стать биотехнологической площадкой, другая — инженерной, третья — гуманитарной. Специалисты будут сотрудничать, у детей появится возможность выбора, а ресурсы распределятся эффективно.

Участники круглого стола в Новосибирске

LEGO в помощь

Подводя итоги круглого стола, Юрий ВиричСпециалист по торговому маркетингу LEGO Education International отметил, что проблемы STEAM-образования – нехватка кадров и финансирование – схожи в России, Бразилии, Италии, Испании, Китае и многих других странах.

Главная сложность в использовании STEAM-подхода, считает Вирих, заключается в неготовности учителей и руководителей школ к переходу на проектные методы обучения.

Вирич поделился с участниками круглого стола информацией о ресурсе для обучения специалистов в области STEAM. запустила Бесплатная облачная платформа предназначена для профессионального развития педагогов.
В ней доступны практические задания, кейсы и видеокурсы по педагогике, STEAM-технологиям, организации работы в классе. Платформа поможет освоить использование робототехники на уроках литературы, биологии или химии, повысить мотивацию учеников, организовать командную работу. Раздел «Уроки и занятия» содержит методические материалы, объясняющие, как вывести STEAM за рамки робототехники и разнообразить уроки школьного цикла.

Все наборы и методические материалы LEGO Education предназначены для уроков длительностью 45 минут, иногда двухчасовых. Новинкой является робототехнический набор. LEGO Education BricQ Motion — помогает оттачивать навыки в области STEAM без использования цифровых технологий и программирования. В комплекте отсутствуют моторы и другие компоненты с электронной начинкой. Это упрощает задачу педагогам по предмету (например, учителям физики).

BricQ Motion предназначен для учеников младших классов, а для старшеклассников лучше подойдет SPIKE Prime. Это набор, который объединяет яркие детали LEGO, интеллектуальную электронику и удобную платформу для программирования. Он отличается от предшественников простотой сборки и программирования, красочностью деталей и возможностью применения. на разных уроках Это будет полезно и на уроках физики, и биологии, и информатики, откроет возможности для творческих экспериментов не только мальчикам, но и… девчонкам.