
Фотография: Pixabay / Unsplash. Рисунок: Юлия Замжицкая.
Демократический метод проектирования общественных пространств школы реализуется через совместную работу учеников, педагогов и администрации. Это способствует формированию смыслов, которые будут разделяться всеми участниками образовательного процесса.
ШАГ 1: сбор команды
В состав совета входят администрация, актив преподавательского состава и учащиеся, готовые выдвигать и защищать предложения по совершенствованию работы учебного заведения.
Эффективная команда сформируется при осознании участниками необходимости изменений и принятии правил совместного функционирования.
Все участники заслуживают равно уважительного отношения к своим мнениям, независимо от возраста, занимаемой должности и имеющегося опыта.
— общение на «вы» в рамках процесса;
— критикуешь — предлагай;
Творческие занятия детей следует проводить без ограничений по стоимости или объему работы. С учащимися старших классов можно установить бюджет и границу реставрации при выполнении заданий.
Когда команда сформирована, присоединяются медиатор и проектировщик.
ШАГ 2: погружение
Дизайнер, будучи сторонним наблюдателем, начнет изучать жизнь школы. Будет осмотреть помещения, оценить их состояние и понаблюдать за взаимодействием коллектива со школьным пространством. Проанализирует план БТИ, износ отделочных материалов, особенности здания и обсудит с администрацией школы сроки и объем ремонта.
ШАГ 3: исследование
В следующей стадии процесса дети разного возраста демонстрируют проектную команде экскурсии по школе. Также юные архитекторы пишут эссе о том, какой видят свою школу. И далее, совместно со взрослыми, принимают участие в исследовательской игре под названием «Эмоциональная оценка пространства».
Сбор информации включает в себя интервью с детьми и взрослыми, заполнение анкет и ответы на вопросы о желаемой школе: аспекты, которые нравятся и не нравятся, предложения по эффективному использованию помещений, идеи для зон отдыха или активных игр, а также концепция оформления рекреаций.
Команда работает над анализом результатов и определением целей перепроектирования.
ШАГ 4: поиск решений
Для визуализации пространства подойдут эскизы, коллажи, презентации и компьютерные 3D-модели. Все зависит от особенностей команды: возраста, взаимодействия, менталитета и эмоциональной атмосферы в учебном заведении.
Участников приветствуем к воплощению самых смелых идей в рамках фантазии. Собранная информация поможет определить направление дизайнерского решения.
ШАГ 5: разработка дизайна
На этом этапе дизайнер использует собранные данные для разработки эскизного проекта. Предложения можно корректировать, чтобы сделать проект более реалистичным. Однако цитирование творческих эскизов необходимо, так как это позволяет участникам группы увидеть воплощение их идей. Такой подход важен, поскольку школьники смогут идентифицировать себя с новым пространством и увидеть результат своего труда.
ШАГ 6: корректировка
Дизайнер представляет готовый проект обществу, разъясняет его особенности и задумку. Команды могут высказывать свои предложения, иногда даже проводятся опросы.
ШАГ 7: собственно, ремонт
Реализация любых идей может потребовать адаптации плана из-за неожиданных обстоятельств. Однако любые изменения нужно обсуждать с группой разработчиков.
ШАГ 8: новая жизнь в новой школе
В начале может быть непривычно педагогам и ученикам, что вместо обычных коридоров теперь многофункциональные рекреации, где можно проводить как активные перемены, так и литературные вечера при свечах. Измененные пространства потребуют нового подхода к школьной жизни, расписанию занятий и активностей.
ШАГ 9: сопровождение проекта
После запуска обновленной школы команда собирает отзывы учеников, педагогов и администрации для анализа соответствия выполненной работы запланированным целям.
Материалы по теме:
- Новинки в проектировании школ
- Как архитектура школы влияет на успеваемость учеников?
- Шести российских школ, отличающихся необычным подходом к образованию.