Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Профориентация – не только тесты и классификация людей по типам профессий. Это важный процесс помощи детям и подросткам в выборе карьеры, учитывая их опыт, интересы, чувства и потребности. АкадемситиКандидат психологических наук и практикующий психолог Нелли Степанина объясняет важность профориентации школьников.
Что такое профориентация
Профориентация обучающихся — процесс, помогающий школьникам определить собственные интересы, склонности, возможности и сделать выбор будущей специальности.
Формирование системы профориентации в СССР началось в 1960-70-х годах. В основном готовили работников для промышленности и сельского хозяйства. Школьников направляли на заводы, фабрики и колхозы для знакомства с рабочими профессиями. Цель профориентации — поставлять кадры для государству необходимых профессий. Часто игнорировали личные интересы учеников.
В девяностых годах экономический кризис охватил страну, в результате чего профориентационная работа практически исчезла из школьных программ. Не требовалось планировать распределение выпускников по предприятиям. Школы переориентировались и стали уделять меньше внимания этому направлению.
Нелли Степина
Профессиональное самоопределение в учебном заведении: инновации и актуальные стратегии С двухтысячных профориентация вернулась в образовательные программы, но в обновлённом виде. Её задача — помочь ученикам сделать осознанный выбор профессии.
Цели и условия проведения профориентации
Профориентация школьников имеет большое значение, так как правильный выбор профессии в юности может существенно повлиять на дальнейшую жизнь человека.
Эффективная профориентация основывается на чёткой постановке целей и их последовательном выполнении. Кроме того, необходимо организовать условия, способствующие погружению учащихся в мир профессий.
Цели профориентации:
- Помогать осознанно выбирать профессии. Дети часто сталкиваются с давлением со стороны родителей, общества и сверстников. Профориентация помогает выбрать профессию в соответствии с личными интересами и способностями, а не чужими ожиданиями.
- Адаптировать к рынку труда.Смена мира приводит к появлению новых профессий, отсутствовавших ранее. Профориентация способствует ознакомлению учащихся с будущими востребованными специальностями и подготовке к предстоящим трансформациям.
- Понимать, что ожидать от выбранной профессии. Ученики знают, что требуется от каждой профессии, какие умения нужно совершенствовать и с какими проблемами придется столкнуться в трудовой деятельности.
- Уменьшать стрессВыбор будущей специальности – важное событие. Чем больше информации у ученика о направлениях и перспективах, тем проще сделать выбор и уменьшить чувство неуверенности.
- Развивать надпрофессиональные навыкиПрофориентационная работа должна способствовать развитию таких навыков, как креативность, командная работа, коммуникабельность и критическое мышление. Такие качества помогают учащимся быть востребованными на рынке труда и эффективно адаптироваться к переменчивой обстановке.
Профориентация необходима ученику, учитывая его индивидуальные характеристики. Диагностические тесты, а также консультации с психологами и педагогами способствуют осознанию учащимися своих интересов, способностей и наклонностей.
В эффективной программе сочетаются не только теоретические знания, но и практические занятия: проектная работа, деловые игры, мастер-классы, стажировки. Так учащиеся погружаются в реальную рабочую среду, пробуют себя в разных ролях и на практике узнают о профессиях.
Нелли Степина
Направления профориентации в школе
Первоначально учебные заведения самостоятельно устанавливали порядок ознакомления школьников с различными профессиями. С первого сентября двадцать третьего года в России была введена единая модель профессиональной ориентации — профминимум.
Профминимум охватывает шесть направлений развития навыков и знаний, подходящих для учеников 6—11 классов всех возрастных групп, включая детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Рассмотрим его содержание.
Урочная активность. В общеобразовательных классах учащиеся узнают о применении полученных знаний в различных профессиях. Например, на математических занятиях показывают, как навыки решения уравнений и анализа данных используют инженеры, экономисты или программисты. Это помогает связать учебные знания с реальностью.
Внеурочная активность. Центральным элементом является курс «Россия — мои горизонты». Продолжительность его составляет 34 часа в год и он включает:
- На профориентационных занятиях школьникам рассказывают о различных современных профессиях.
- В рамках экскурсий школьники получают возможность побывать в компаниях и узнать о специфике их работы. Так, например, посещение автомобильного завода может помочь ученикам разобраться в принципах деятельности инженеров и технологов в реальных условиях.
Практико-ориентированный модульПредлагаемые занятия погружают школьников в реальные рабочие задачи. Учащиеся принимают участие в профессиональных пробах — краткосрочных практических заданиях с наставниками. К примеру, это проекты в лаборатории для тех, кто интересуется химией, или в IT-компании для желающих стать разработчиками.
Взаимодействие с родителями. Профориентационные собрания для родителей способствуют пониманию, как оказывать детям помощь при выборе профессии. Ежегодно проводятся два всероссийских родительских собрания по профориентации — в сентябре и марте.
Родители могут воспользоваться курсом, разработанным для составления плана построения карьеры ребенка. С его помощью школьник сможет легче определиться с выбором профессии и образования.
Дополнительное образование. Школьники могут записываться на кружки, секции и другие мероприятия для развития навыков в определённых областях: от программирования и робототехники до шахмат и спортивных секций.
Профессиональное обучение. Ученики старших классов могут осваивать профессиональные программы во время учебы в школе.
Профминимум действует на трёх уровнях: базовом, основном и продвинутом. Орган исполнительной власти определяет уровень программы с учётом развития региона и имеющихся ресурсов.
Проблемы профориентации школьников
Несколько вопросов затрудняют сознательный выбор будущего направления учебы.
Низкая информированность о профессиях.Многим школьникам трудно представить, чем конкретно занимаются люди в разных профессиях. Знания о специальностях часто ограничиваются клише об учителе, враче или юристе. Новые и перспективные сферы деятельности учениками почти неизвестны.
Дети недостаточно знают о структуре рабочего дня специалистов и о практических задачах, которые решаются в их профессиях.
Учебный план не соответствует требованиям современного рынка труда.
Программа обучения часто не помогает школьникам разобраться, какие умения и знания необходимы для разных профессий. Из-за этого ученики не улавливают связь между школьными дисциплинами и повседневной жизнью, что снижает их интерес к учебе.
Социальные стереотипы. До сих пор многие разделяют профессии на «престижные» и «непрестижные». Например, работа в офисе или сфере IT считается более желанной и успешной, чем работа руками — строитель, механик, электрик. Рабочие профессии ассоциируются с низким доходом и отсутствием карьерного роста, хотя на практике многие из этих специальностей востребованы и хорошо оплачиваются. В итоге дети ориентируются на общественное мнение или ожидания родителей и предпочитают профессии, которые кажутся им социально одобряемыми.
Ложные ожидания. Социальные сети часто продвигают быстрый заработок в блогинге, инфобизнесе или интернет-предпринимательстве. Это внушает мысль о том, что для успешной карьеры не нужно серьезное образование или навыки — достаточно быть популярным и активным в социальных сетях.
Недостаточная роль психологов в профориентации. В школах редко проводят профессиональные тесты и консультации психологов, которые помогли бы ученикам лучше узнать свои интересы и склонности. Из-за отсутствия диагностики способностей и индивидуальных особенностей учащиеся часто выбирают профессию без осознания своих сильных сторон и потенциала.
Неравномерный доступ к профориентационным мероприятиям. Доступ к качественным профориентационным программам различается в разных школах. Учащиеся из больших городов могут участвовать в экскурсиях, встречаться с представителями профессий, посещать производства и получать подробные консультации. В сельских школах таких возможностей нет.
Заключение: как оценить результат профоориентации
Для оценки профориентации учащихся можно провести опросы. Анкетирование дает возможность узнать уровень их знания о различных профессиях, а также самооценку профессиональных интересов и склонностей.
Успешная профориентация проявляется в том, насколько сознательно учащиеся подходят к выбору профессии. Важен показатель: умение определить специальность без влияния со стороны родителей или общества. Эффективность программы определяется тем, осознает ли ученик свои интересы и выбирает профессию, исходя из способностей и предпочтений.
Нелли Степина
Профориентация важна не только в школьные годы. Для оценки её эффективности нужно собирать данные о выпускниках: куда поступают и как складывается их дальнейшая жизнь.