
Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Специалист по дефектологии взаимодействует с детьми, имеющими особенности развития, поэтому ему необходимы знания педагогики, психологии, физиологии и биологии. В своей работе педагог-дефектолог использует искренний интерес к детям и рациональность для помощи ученикам приблизиться к норме. Об своем профессиональном пути и текущей профессии поделился эксперт. АкадемСити, бывший педагог-дефектолог Сергей Баранов.
О выборе профессии дефектолога и образовании
Честно говоря, после школы хотел поступать на психологию. Не хватило баллов по ЕГЭ. Предложили дефектологию — там изучают похожие предметы. Согласился.
Могу сказать, что знаний на этом факультете давали много и разной направленности, возможно, по психологическому направлению знания были более узконаправленными — именно по психологии. Изучали физиологию, биологические науки и психологию. Получались не узконаправленные психологи, а специалисты широкого профиля.
Учеба длилась четыре года. Первый курс был традиционно базовым, вводным. На остальных осваивали специальные дисциплины. Много часов было посвящено методикам преподавания из-за того, что профессия предполагает работу в школе. Например, занятиям с детьми с интеллектуальными нарушениями. Изучали, как обучать их ручному труду, математике, русскому языку.
Больше всего мне нравились психология и все, касающееся биологии, работы мозга: как работает мозг, что вызывает нарушение интеллекта, задержку развития, речевые нарушения.

Дефектолог Сергей Баранов
Первые впечатления от взаимодействия с детьми, имеющими особые потребности.
В коррекционной школе во время практики старших курсов нас встретили дети. Вопросы о том, как будет проходить встреча, волновали каждого педагога. Ученики имеют схожие особенности, но каждый из них уникален.
Приятно, что эмоции у них ярче, чем у обычных школьников. Радость ребенка или восхищение вами — это на все сто процентов. Такая отдача мотивирует работать.
Вернувшись после университета, я поступил на работу в самую коррекционную школу, где проходил стажировку. Там действовал знакомый коллектив и царила комфортная атмосфера. Дети в школе обучались с различными видами нарушений, преимущественно с нарушениями интеллекта.

Вход в коррекционную школу
В практике бывали ученики с педагогической запущенностью, но без серьезных дефектов развития. Например, я вел уроки мальчику на дому. Мальчик должен был учиться в 9 классе, а мы проходили программу за 5 класс. Ребенок всё понимал, но жил в неблагополучной семье и многое пропустил.
Об общении с родителями
Работая с детьми, которым из-за различных причин приходилось обучаться дома, я имел возможность консультировать родителей, давать ответы на их вопросы и комментировать учебный процесс.
В школах для родителей создавали информационные материалы, которые можно было забрать с собой. В материалах публиковались статьи и полезная информация, которую родители могли использовать. Родители имели возможность узнавать о том, какие упражнения выполнять дома, какие развивающие игры проводить.
Мать ребенка с аутизмом изучала новые методики общения с сыном и обладала широкими знаниями в этой сфере. Дети с аутизмом часто замкнуты в себе и избегают контакта, особенно речевого. В связи с этим мы посоветовали ей попробовать карточки PECS, которые заменяют речь. Это коммуникативная система, где для общения используют карточки с изображениями.
Об обязанностях дефектолога
В школе большая часть времени уходила на подготовку к урокам, как и у всех учителей. Нужно было разработать сценарий, цель занятия, подобрать наглядный материал. После урока я проводил самоанализ, иногда записывая свои мысли. Стремился понять, что получилось хорошо, а что требует доработки, анализировал плюсы и минусы методик.
Работа дефектолога напоминает обязанности обычного учителя, но с особыми нюансами. Как и во всех школах, проводятся внеклассные мероприятия: готовят праздники, концерты. Ввиду того, что я работал по совместительству, не участвовал в подготовке таких мероприятий, зато был их зритель.
Дети с большим удовольствием участвуют в творческих мероприятиях, готовят номера для выступлений. Даже на перемене в коридорах включали музыку, и ученики танцевали. Это было своёобразно из-за их физических особенностей, но им нравилось.
В день выпуска из девятого класса я присутствовал. Ученики подготовили презентацию о том, что происходило с ними в течение учёбы. На слайдах демонстрировались их фотографии с первого по девятый класс. В начале от снимков исходила нотка тоски, а к концу учебы на фотографиях были обычные дети или близкие к норме.
Опыт работы дефектологом помогал учить студентов после перехода из коррекционной школы в университет. Затем я освоил другие направления, благодаря экономическому образованию и знаниям физиологии, и теперь тружусь в медицинской сфере, но в другом её направлении.

О самом важном в работе с учениками
В школе был наставником заместитель директора, и запомнилась фраза его, пришедшая из медицины: «Не навреди». Если учитель не обдумывает поступки, может нанести вред ребёнку.
В дефектологии недопустимы поблажки и несоответствующие заданием из-за сочувствия к ребенку. Неподходящие для уровня ученика упражнения могут привести к обратному результату. Важно все делать разумно и методично.
Я старался добиваться поставленной педагогической цели или, как минимум, двигаться к ней. Возможно, с виду ребенку слишком сложно, кажется, будто его мучают. Однако, если всё постоянно упрощать, ученик упадёт.
Вначале трудно принять, что не каждого ребенка можно привить нормальному состоянию или близкому к нему. Я понял это еще в университете и к началу работы был готов. Во время работы стараюсь не зацикливаться на этом. Стремлюсь обеспечить такие условия, чтобы было комфортно всем: и самому ребенку, и окружающим.
О запомнившихся учениках
В пятом классе мальчик с аутизмом обучался в обычной школе. Его перевели на дистанционное обучение. В классе ему было трудно, постоянно отвлекался, усугублялось это проблемами с речью. Дома ему было комфортно. Малый обладал сохранным интеллектом и очень хорошими математическими способностями.
Мы изучали математические задачи, и я составил такие, которые не решить сразу, потребуется считать столбиком, поразмышлять. Задаю один и тот же пример, а он улыбается. Уже решил его в уме и готов ответить. А я сам пока ещё считаю. Это немного напомнило фильм «Человек дождя» с Томом Крузом и Дастином Хоффманом.
Другой ученик часто приходил ко мне с учебником по биологии и спрашивал о птицах на картинках. Я преподавал у них географию, называл тех, кого узнавал, а он запоминал их. Учитель биологии рассказывала, что он очень любит этих птиц, постоянно о них спрашивает.
Я всегда стремлюсь находить интересные и веселые вещи, вместо того чтобы уделять внимание плохому.
О том, что важно учитывать будущим дефектологам
Первое — справиться со страхом учиться и общаться с особенными детьми. Второе — обнаружить у себя настоящую заинтересованность в детях, в том, как мир предстаёт для них.
Дефектологу необходимо проявлять рациональность и беспристрастность, контролировать эмоциональные реакции. Важно сохранять ясный и объективный взгляд. Можно уподобить дефектолога хирургу: при дрожащих руках по любой причине лучше воздержаться от работы с ребенком.
Не следует ожидать быстрых результатов, поскольку исправление дефектов — это продолжительный процесс. Возможен отложенный результат: улучшение наступает через длительное время после занятий. Учитель может долго трудиться с учеником и не наблюдать заметных перемен. Затем может произойти стремительный прогресс.
Врач-дефектолог, не замечающий прогресса, может испытать разочарование и покинуть профессию. Работа изматывает, когда ощущается сопротивление. Однако нельзя опускать руки: упорный и целеустремленный человек достигнет желаемого.