
Изображения: Агентство общественных новостей «Москва» / Рисунок: Юлия Замжицкая
Профессиональная подготовка в старших классах долгое время имела место. экспериментом Благодаря доброй воле ряда российских школ с 1 сентября 2020 года … всеобщей задачей В связи с массовым переходом к новым стандартам образовании у региональных и муниципальных чиновников, а также самих учебных заведений возникают трудности, для которых нет общих решений. Начало нового учебного года (и переход к новым ФГОС) приводит к сложностям в вопросах профилизации школ, разобраться с которыми поможет данная статья.
Не хватает кадров
По оценке РАНХиГСВ 2021 году России не хватало приблизительно двухсот пятидесяти тысяч учителей. Самая большая нехватка наблюдалась в школах. не хватает учителей:
- иностранного языка;
- математики;
- русского языка и литературы;
- физики;
- информатики.
Не хватает специалистов для преподавания предметов, входящих в список ФГОС, даже на начальном уровне.
Помимо увеличения зарплаты, которое школа или местные власти не могут предпринять самостоятельно, есть несколько вариантов решения проблемы. Первый — создать партнерство с университетами и привлекать их преподавателей для проведения специализированных занятий.
В Калининградской области функционирует региональный проект «Звезда будущего», направленный на подготовку школьников к специальностям, актуальным для местной экономики. В рамках проекта БФУ имени Иммануила Канта выдает гранты школам на создание университетских классов по направлениям «медицина», «IT», «педагогика», «инженерия» и другим. Преподавание в классах осуществляют преподаватели университета, а учебное учреждение получает статус «Сетевой школы проекта «Звезда Будущего».
Не всякий вид взаимодействия с вузами даст положительные результаты.
Мария КалужскаяВлад, соучредитель и руководитель творческой части гимназии «Корифей» в Екатеринбурге.
Профильное обучение во многих школах напоминает предвузовские программы: тематические отчеты, лекции, семинары. Приглашать специалиста, который фактически повторяет материал первого курса вуза, бесполезно. Затем учащиеся поступают в университет и утверждают, что уже все это слышали.
В практике полезно приглашать преподавателей вуза, если курс оригинальный. В него следует добавлять практику, кейсы, жизненные ситуации. Такой курс необходимо методически проработать совместно с учителем-предметником.
Школа помимо вузов может сотрудничать с организациями, не связанными с образованием. К примеру, в Экономическом лицее при РЭУ имени Плеханова для учащихся профильного предпринимательского класса проводятся регулярные мероприятия. «преподают» сами бизнесменыВ рамках «Предпринимательского клуба» участники делятся опытом с учениками и выступают наставниками их проектов.
Школа с эффективным профильным обучением притягивает педагогов своей перспективой.
Мария Калужская:
В «Корифее» выпускают ежедневники с темой года «Зоны ответственности». С помощью таких ежедневников можно определить, за что отвечает ученик, за что учитель и за что родитель. Начинаем работу с начальной школы, стремясь к тому, чтобы к старшим классам 70-80 процентов ответственности лежали на ученике.
Преподаватель изменяет свою роль с передатчика знаний и контролёра на партнёра и наставника. Такая система образования — более продуктивная и привлекательная, в особенности для молодых учителей.
Нет рабочих программ и методических материалов
ФГОС СОО предписывает школам разрабатывать учебные планы для одного или нескольких профилей обучения. Профиль должен включать как минимум три предмета на углубленном уровне. Впрочем, ФГОС СОО не содержит детальных критериев для программ по профильным дисциплинам, поэтому преподаватели вынуждены составлять их самостоятельно, особенно если в школе есть нестандартные предметы.
Мария Калужская:
Я преподаю философию в социально-гуманитарном направлении и руковожу новым ФГОСовским курсом «Проектная деятельность». Мой курс разработан мною целиком, так как типовой программы по философии для школ нет. Обновила его к началу 2020 учебного года, а к середине поняла, что мы свернули совершенно в другую сторону. Особенно это стало заметно во время дистанционного обучения. В итоге получается: сама написала то, что реализовать сложно, и претензии предъявлять остается только себе.
Решить эту проблему поможет обмен опытом и изучение экспертизы коллег. Например, учебные планы профильных направлений Лицея НИУ ВШЭ доступны… открытом доступеСреди таковых — дизайн и востоковедение. Новая школа также предоставляет доступ к рабочим программам Курсы по основным предметам для базвого и углублённого обучения.
Информация об учебных планах и образовательных программах доступна также на сайтах школ. Точка», «Физтех-лицей» имени П.Л. Капицы»,«Точка будущего».
Если самостоятельное создание документации и методических материалов затруднительно, то помощь могут оказать консультанты. Например, фирма «Атлас Коммуникации» в апреле 2022 года начала работу по запуску федерального… проект Программа «Предпринимательский класс» открывает возможность обучать школьников предпринимательству в рамках социально-экономического направления.
«Атлас Коммуникации» оказывает школе методическую и организационную помощь на каждом этапе. В комплект для участников федерального проекта входит:
- Готовые программы и методические пособия по предметам основного цикла и выбору.
- Методическая поддержка и взаимодействие с региональными партнёрами: университетами и деловым сообществом.
- полная дорожная карта проекта;
- курсы повышения квалификации для педагогов.
В проекте участвуют школы Московской, Вологодской, Калининградской и Свердловской областей. Классы предпринимательской направленности откроют с 1 сентября 2022 года.
Чтобы записаться на новый курс, подайте заявку. сайте.
Мало детей в старшей школе
Переход к профильному обучению в регионах усложняется меньшим числом школьников по сравнению с миллионниками. В Вологде, например, действуют 43 общеобразовательные школы, где в 2020 году… учились 1550 выпускников ежегодно получают среднее образование. В среднем по одной школе приходится 36 старшеклассников – это один или максимум два класса. Такой наполняемости не хватает, чтобы обеспечить несколько профилей, как в содержательном, так и в экономическом плане. Чаще всего администрация для галочки открывает два направления: физико-математическое и гуманитарное. Большинство мальчиков идут в первое, а девочек – во второе. В результате у детей снижается адекватность выбора и практически нет возможности сменить профиль.
Решением проблемы могут стать сетевые межшкольные классы: школы города специализируются на разных направлениях, и учащиеся старшего звена распределяются между ними. Другой вариант — группировка нескольких школ вокруг центра с углублёнными курсами, а базовое образование получают в обычных школах по месту жительства.
Виктория Белякова, директор МАОУ гимназия № 32 (г. Калининград):
В Калининграде раз в год составляется карта классов: профильных и универсальных. Дети выбирают, в какое учебное заведение города хотят пойти. В большинстве школ старшая школа профильная, но есть и такие, где реализуют только универсальное направление.
Массовое внедрение горизонтальных сетей межпрофильного обучения проблематично из-за нарушения сложившихся порядков в школах, для учеников и их родителей.
Дмитрий Фишбейн, директор Лицея НИУ ВШЭ (г. Москва):
— Когда я спрашиваю директоров школ с небольшим количеством старшеклассников: «Зачем вы оставляете все как есть?», — получаю ответ: «Родители живут на этой территории. Ходили сюда в школу, и их ребенок будет учиться здесь. Это уже традиция: отдали в первый класс — до одиннадцатого класса тут доучится».
Дмитрий полагает, что более перспективным является создание одной большой старшей школы с широким выбором профилей, современным оснащением и высококвалифицированными педагогами. В остальных школах продолжится обучение до девятого класса.
Профиль разрушает классы
Индивидуальная учебная программа для каждого ученика требует перестройки системы классов. Например, если кто-то изучает русский язык на базовом уровне, то по этому предмету занимается с одним потоком, математику на углубленном — с другим, МХК на профильном — с третьим. Поэтому классическое распределение детей на три-четыре класса становится формальным. Цель старшей школы — помочь каждому ученику построить личную траекторию обучения, а не создать несколько мини-коллективов под руководством классного руководителя.
В некоторых учебных заведениях класса объединяют в группы с похожими индивидуальными учебными планами. В Лицее НИУ ВШЭ классного руководителя называют куратором. Его задача — не создавать из учеников компанию, а оказывать каждому индивидуальное сопровождение: консультировать по выбору предметов ЕГЭ, изменению профиля, образовательным результатам и так далее.
Александр ГиринскийЗаведующий кафедрой теории познания Лицея НИУ ВШЭ.
Куратор появляется тогда, когда мы осознаем отсутствие класса в традиционном понимании. У нас есть набор отдельных учеников, которые в течение дня участвуют в разных группах. Куратор взаимодействует не с группой в целом (даже может случиться так, что ребята никогда вместе не собираются), а с каждым ребенком индивидуально. Он обсуждает с ними ответственность, самостоятельность, помогает разобраться с выбором профиля, предмета, университета.
В МБОУ СОШ №60 (г. Курск) в старшей школе сохранили двухпрофильные классы: социально-гуманитарного и социально-экономического. Ученики из разных подгрупп посещают профильные предметы по разному расписанию. На таких занятиях 8-11 человек.
Лидия Асадчих, директор МБОУ СОШ № 60 (г. Курск):
Руководитель класса в двухпрофильном классе продолжает выполнять свои обязанности.
Его ответственность включает воспитательную и организационную работу, проведение родительских собраний, контроль посещаемости профильных занятий. Вместе с учителями-предметниками он собирает информацию о результатах освоения детьми углубленных курсов. Заместитель директора по УВР составляет расписание занятий.Возможно создание трехпрофильных классов при такой организации. Углубленный уровень преподавания достигается благодаря внеурочной деятельности и дополнительному образованию. В школе занятия проводят учителя профильных предметов, педагоги Центра цифрового образования IT-Куб (структурного подразделения школы) и преподаватели вузов. Единственный нюанс: в регионах разный фонд оплаты труда и по-разному распределяется заработная плата учителей в классах с разделением на подгруппы. В Курске оплата учителя за урок независима от количества учеников в классе. Но в некоторых регионах есть ограничения, например, для полной оплаты труда за учебный час требуется не менее 22 детей в классе.
Не хватает материально-технической базы
Это затруднение для школ, стремящихся к созданию профилей в области естественных наук, поскольку им необходимо оборудование для проведения экспериментов, лабораторных исследований и опытов. Стоимость одной установки для изучения физики… доходит До двухсот тысяч рублей. Школам, не вошедшим в федеральный проект, бюджета на качественное оснащение недостаточно. Преподаватели вынуждены использовать собственные средства или искать необычные способы подачи материала.
Наталья МитюшинаПреподаватель физики и химии в общеобразовательной школе № 14 города Сергиева Посада.
В этом году проходила всероссийская практическая работа, посвященная М. В. Ломоносову. Нужно было показать детям закон сохранения масс. Я её стала читать. Там — датчик такой, датчик сякой. А у нас их совсем нет. Пришлось найти оборудование 1968 года и на нем все демонстрировать детям. После я в интернете нашла и распечатала фото современных датчиков, и мы ещё раз всё разобрали. Когда практическая работа закончилась, дети встали и молча аплодировали.
Одной из возможных мер является вертикальное сетевое взаимодействие с организациями дополнительного образования, высшими учебными заведениями и технопарками.
Виктория Белякова, директор МАОУ гимназия № 32 (г. Калининград):
Наша гимназия взаимодействует с центрами дополнительного образования по соглашению о сетевом сотрудничестве. Это эффективно, поскольку школа в таком случае функционирует по принципу полного дня: объединяет урочную и внеурочную деятельность. Занятия проводятся по субботам на базе кванториумов, IT-кубов, Станции юных техников. В середине учебного года вместе с Центром развития детской одаренности организуем потоки по профильным дисциплинам.
Несмотря на сложности перехода к профильному обучению для школ и органов управления образованием, происходит повышение качества образования на уровне отдельных школ и всей системы в целом. Для детей открывается возможность глубже познать свои увлечения и сознательно определиться с выбором университета. для педагогов— развитие потенциала и карьерный путь для руководителей и сотрудников аппарата, для образовательных учреждений — улучшение имиджа и позиции на рынке.
Виктория Белякова:
Гимназия после перехода на профильное обучение получила множество преимуществ. Возможна осознанная глубина погружения детей в предмет и избегание перегрузок. Ученики нашли зоны успешности, и их результаты повысились. Учителя получают благодарности от ведущих вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Смоленска (медицинское направление) за качественную подготовку выпускников. Гимназия после внедрения профилей вошла в пятерку лучших школ региона.
Партнерский материал
Материалы по теме:
- Актуальность введения профильного обучения в школах и риски его деградации.
- Специализированный класс: благо или обременение?
- Дети избегают изучения предметов, вызывающих у них недостаток интереса.