Картинки: Depositphotos / Рисунки: Юлия Замжицкая

ВШЭ: сотрудники Центра психометрики и измерений в образовании и стипендиальная программа Учи.ру делятся своим видением прогресса в образовании и методами его измерения.

Что такое прогресс и зачем его измерять

Ученик демонстрирует прогресс в обучении, когда ему становится проще выполнять один и тот же тест на разных этапах обучения. Если первоначально ученик справился с двумя заданиями из пяти, а спустя некоторое время выполняет уже четыре из них, то это указывает на его прогресс.

Измерение прогресса помогает:

  • Предсказать неуспешность.Педагог, наблюдая за тем, насколько быстро ученик повышает свой уровень знаний, может предугадать момент, когда ему понадобится помощь.
  • Оценить эффективность обучения.Измерив прогресс и поняв его результаты, можно понять, какие навыки ученик усвоил, какие ещё формируются, а какие отсутствуют. К примеру, с сложением и вычитанием всё в порядке, а вот деление пока не освоено.
  • Оценить стратегию преподавания.Учителя могут менять свою методику, если тест показывает отсутствие необходимого навыка у учеников, и возвращаться к сложной теме.

Преподаватели обычно не располагают сведениями об учебном продвижении своих учеников, поэтому его в обычной практике фактически невозможно оценить. Педагоги руководствуются среднестатистическими инструментами: Всероссийскими проверочными работами (ВПР), мониторингами успеваемости, контрольными и самостоятельными. Но данные не связаны с измерением именно прогресса.

Прогресс – это сравнение начального результата с последующим на единой шкале. Измерить его с помощью контрольных работ нельзя, они показывают лишь уровень понимания темы в конкретный момент времени. Такие инструменты помогают учителю «на месте» оценить качество усвоения материала учениками, но сопоставлять результаты двух разных ВПР некорректно, ведь это как сравнение результатов по математике с результатами по географии.

Как измерить прогресс в образовании

Прогресс в образовании можно оценить с помощью мониторингов. Их особенность заключается в том, что дают диагностическую информацию и не служат для выводов о школьниках. Специальные мониторинги прогресса позволяют измерять его, так как состоят из нескольких специально разработанных тестов.

Мониторинги отличаются комплексной системой сбора информации по множеству параметров. Такой подход дает возможность составить более исчерпывающее представление о развитии ученика.

В отличие от контрольной или самостоятельной работы мониторинг демонстрирует историю развития ученика и помогает обнаружить причину неуспеха. Например, сложности с темами «деление в столбик», «умножение в столбик» часто связаны с недостаточным изучением таблицы умножения на каком-то этапе обучения.

Виды мониторингов

Мониторинг тенденций

Предполагается слежение за общим уровнем группы участников, а не за отдельным человеком. К примеру, ежегодное изучение успеваемости учащихся 7 класса, которое демонстрирует, насколько лучше или хуже ученики 2020 года справлялись с одними и теми же задачами по сравнению с учениками 2019 года. Это могут быть наблюдения за определенной группой, которая проходит тестирование каждые несколько месяцев для отслеживания среднего уровня группы.

Этот вид мониторинга имеет политический характер, так как не предоставляет тактической информации о каждом ученике, но дает государству возможность наблюдать за ситуацией в системе образования с разных уровней: школьного, регионального и национального. Он демонстрирует, как принятые решения в образовательной сфере повлияли на результаты обучения учащихся.

Пример мониторинга тенденций — это наблюдение за NAEP (National Assessment of Education Progress), которое проводится раз в два-четыре года во всех штатах США. Его задача — отслеживать изменения в достижениях учеников четвёртых, восьмых и двенадцатых классов в естествознании, чтении и письме. Данные не предоставляют информации о результатах отдельных учеников и школ, а дают общую картину на национальном и уровне штатов.

Мониторинг индивидуального прогресса

Данный метод относится к индивидуальной аттестации, оценивая каждого ученика на протяжении его обучения. В результате измеряется его прогресс, выявляются сложности в усвоении материала. Собранные данные можно обобщить на уровне группы, получая представление об образовательном процессе в целом и отслеживая тенденции. При этом сохраняется репрезентативность выборки. Только этот вид мониторинга может предоставить информацию о каждом ученике индивидуально.

Пример мониторинга индивидуального прогресса — система мониторинга учащихся (PMS) в Нидерландах. Система предназначена для оценки образовательных достижений учащихся педагогами. Благодаря ей учитель получает представление о развитии учеников как индивидуально, так и группами.

В РФ подобный вид наблюдения — Мониторинг знаний школьников по русскому языку и математике во всех регионах России. Образовательная онлайн-платформа Учи.ру проводит с 4 апреля по 31 мая третий этап тестирования. В нем могут принять участие как те, кто уже принимал участие в предыдущих этапах, так и новенькие.

Тест включает от 11 до 14 вопросов и занимает 20 минут. Каждый учащийся получает свой вариант теста, который нужно выполнить в течение недели после появления его в личном кабинете.

Бесплатный сервис предоставляется всем зарегистрированным преподавателям. В кабинете учителя во время мониторинга появляется кнопка запуска, нажав которую педагог может выбрать учебник и запустить тест для класса. После этого задания отобразятся в кабинетах учеников. В результате учителя и заместители директора получают подробные отчеты по классам, а платформа рекомендует задания для устранения пробелов, выявленных тестированием. подробно описано в инструкции.

Партнерский материал