Фото: img.freepik.com

Изображения: Depositphotos / Рисунки: Юлия Замжицкая

Денис Федерякин, научный сотрудник Центра психометрики и измерений в образовании ВШЭ, и Диана Саляхутдинова, аспирантка стипендиальной программы Учи.ру и Института Образования ВШЭ, объясняют понятие прогресса в образовании и способы его измерения.

Что такое прогресс и зачем его измерять

Ученики всё лучше справляются с одними и теми же задачами в процессе обучения. Пример: ученик сначала решил два из пяти заданий, а позже — уже четыре из тех же пяти. Это свидетельствует о прогрессе.

Измерение прогресса помогает:

  • Предсказать неуспешность. С тем же ускорением, которое демонстрирует ученик при продвижении по шкале знаний, педагог может определить момент, когда школьник начнёт отставать, и принять меры для этого.
  • Оценить эффективность обучения. Оценка развития и её толкование показывают, какие умения ученик усвоил, какие ещё формируются, а какие отсутствуют. К примеру, сложение и вычитание ему доступны, а вот деление — нет.
  • Оценить стратегию преподавания. Учителя могут изменить подход и повторить сложную тему, если тест показывает отсутствие нужного навыка у учеников.

У педагогов обычно отсутствует информация об образовательном развитии учеников, поэтому в обычной практике его трудно оценить. Педагоги используют средние инструменты: Всероссийские проверочные работы (ВПР), мониторинги успеваемости, контрольные и самостоятельные работы. Однако эти методы не позволяют измерить именно прогресс.

Развитие можно измерить только путем сравнения начального результата с последующим на единой шкале. Инструменты для текущей оценки не показывают развитие ученика во времени, они лишь помогают учителю моментально оценить понимание темы и умение выполнять действия. Сравнение результатов прошлых проверок знаний с будущими некорректно, подобно сравнению баллов за математику с баллами за географию.

Как измерить прогресс в образовании

Прогресс в образовании можно оценить с помощью мониторингов, которые дают диагностическую информацию и не предназначены для выводов о школьниках. Специальные мониторинги прогресса позволяют измерить его, состоя из нескольких специально разработанных тестов.

Мониторинги отличаются комплексной системой сбора информации по разным сторонам развития ученика, что способствует формированию целостного представления о его продвижении.

Мониторинг, в отличие от контрольной или самостоятельной работы, демонстрирует историю продвижения ученика и позволяет обнаружить причину неудачи. Например, сложности с темами «деление в столбик» и «умножение в столбик» часто связаны с неизученной таблицей умножения на каком-то этапе обучения.

Виды мониторингов

Мониторинг тенденций

Подразумевается отслеживание динамики всей группы, а не отдельного учащегося. К примеру, ежегодное наблюдение за семиклассниками, показывающее, как лучше или хуже справляются с задачами выпускники 2020 года по сравнению с 2019 года. Или же наблюдения за определенной группой, тестируемой каждые несколько месяцев для отслеживания среднего уровня группы.

Этот вид мониторинга имеет политическую направленность, так как не предоставляет тактических сведений о каждом учащемся, но позволяет государству наблюдать за ситуацией в системе образования на разных уровнях: школьном, региональном, национальном. Прослеживается влияние принятых решений в образовательной сфере на результаты учеников.

Пример мониторинга тенденций — мониторинг NAEP (Национальная оценка прогресса в образовании), проводимый раз в два-четыре года во всех штатах США. Цель — отследить тенденции в учебных достижениях учеников четвертых, восьмых и двенадцатых классов по естественно-научным дисциплинам, чтению и письму. Информация о результатах отдельных учеников и школ отсутствует, предоставляется только общая картина на национальном уровне и уровне штата.

Мониторинг индивидуального прогресса

Этот метод оценивания фокусируется на каждом ученике, отслеживает его прогресс, выявляет трудности и представляет обобщенную картину развития группы как единицы и образовательной системы в целом, сохраняя при этом репрезентативность выборки. Только этот тип мониторинга предоставляет информацию о индивидуальном уровне каждого учащегося.

Пример отслеживания личных успехов – система отслеживания успеваемости школьников (PMS) в Нидерландах. Её цель – дать педагогам оценку образовательных результатов учащихся. Благодаря ей учитель получает представление о развитии учеников как индивидуально, так и коллективно.

В РФ есть подобный вид наблюдения — Мониторинг знаний по русскому языку и математике для учеников 2-9 классов. Образовательная онлайн-платформа Учи.ру проводит с 4 апреля по 31 мая третий этап тестирования, доступный всем желающим, независимо от участия в прошлых этапах.

Тест включает 11-14 вопросов и рассчитан на 20 минут. Каждому обучающемуся выдаётся индивидуальный вариант для выполнения в течение недели после появления в личном кабинете.

Бесплатный сервис доступен всем зарегистрированным педагогам. Во время мониторинга в личном кабинете появляется кнопка запуска, по которой учитель может выбрать учебник и запустить тест. Затем задания появятся в личных кабинетах учеников. В итоге учителя и заместители директора получают подробные отчеты с результатами по классам, а платформа предлагает задания для заполнения пробелов, выявленных при тестировании. подробно описано в инструкции.

Партнерский материал