Фото: img.freepik.com


В школах часто случается, что ученики забирают друг у друга вещи, не всегда имея на то разрешение. Дети и подростки могут поступать так не из корыстных побуждений или желания украсть. Причины такого поведения зависят от возраста ребенка и обстановки в его семье. Специалисты фонда «Шалаш» объясняют, почему дети берут чужое, и дают советы учителям, если в их классе пропала вещь.

В чем причина того, что дети берут чужие вещи?

Потому что не понимают, что не всё общее.

Взрослые понимают многое, чего ребёнок может не сразу постичь. Знания о устройстве мира приобретаются с опытом: дети учатся из ошибок, получая разъяснения от взрослых и наблюдая за поведением окружающих.

Право собственности – понятие, которое для малышей непонятно. Дошкольники и первоклассники могут не осознавать, что предмет, который взяли, принадлежит другому человеку, и что его удержание может причинить ему боль.

Потому что не могут себя контролировать

Дети младшего возраста берут чужие вещи из-за недостатка навыков.
Умение сдерживать импульсы, оценивать желания и принимать во внимание последствия приходит постепенно. Если вещь нравится ребёнку, то естественно для него её взять.

Потому что так решаются проблемы или сообщаются о них.

В стрессе ребенок может взять чужую вещь из-за недостатка других способов проявить интенсивные чувства.

Когда малыш жаждет внимания от взрослых, желание быть в центре их заботы может привести к различным поступкам, независимо от их характера.

Кража чужих вещей может стать способом достичь желаемого: возмездия злодею или вступления в компанию сверстников. Подростки могут воровать вещи одноклассников, боясь быть изгоями. В этом возрасте принадлежность к группе важнее всего, поэтому подросток готов на всё, чтобы показать свою смелость и не остаться отвергнутым.

Студент сообщил о потере своей вещи. Как поступить?

  1. Сохранять спокойствие

    В данный момент нет причин думать, что с вещью произошло кража. Возможно, ребёнок уронил ее в классе, потерял или оставил дома. Объясните ученику, что сделаете все возможное для поиска вещи.
  2. Предложите ученикам найти предмет вместе.

    Во время поиска помогайте хозяину вещи, следите за настроением в классе. Не позволяйте детям искать виновных и подозреваемых, играть в детективов — это разрушает доверие между учениками.
  3. Связаться с родителями ребенка

    Если не удалось найти предмет, обратитесь к родителю ребенка, которому принадлежит потерянная вещь.


    Сообщите родителям об случившемся и попросите проверить наличие вещи дома, поскольку иногда её можно найти в карманах одежды или за мебелью. Укажите, что разбираетесь в ситуации и свяжетесь, если появится новая информация.


    Потерявшуюся вещь ребенок уже испытал стресс, поэтому важно, чтобы дома его поддерживали, предлагая помощь вместо выяснения деталей и упреков.
  4. Поведать родителям оставшихся школьников об утере.

    Известие о пропаже поступило сегодня. Кто-то взял книгу из школы. Пока неизвестно, когда именно это произошло. Возможно, книга просто потерялась, поэтому нет оснований подозревать учеников в краже. Просим родителей спокойно поговорить с детьми и узнать, видели ли они что-нибудь необычное.
  5. Провести разговор с классом

    Говорите с детьми о том, почему иногда люди берут чужие вещи. Это может случиться по разным причинам, даже случайно. Человек в такой ситуации всегда может вернуть вещь — важно этим воспользоваться. Подумайте вместе с детьми, что может помочь избежать таких ситуаций в классе. Предложите составить правила или пересмотреть уже существующие. Например, можно оставлять личные вещи на уроки в шкафу, а ценные вещи вообще не приносить в школу. Или перед уходом из класса внимательно проверять свои вещи и место своего сиденья — так можно найти не только свою вещь, но и чужую потерянную.
  6. Предложить детям возможность возврата предмета анонимно.

    Если ученик взял вещь, ему может быть страшно и стыдно вернуть её. Даже осознавая свою ошибку и желая исправиться, может продолжать молчать, хранить вещь или даже выбросить её, чтобы избежать осуждения в школе и дома.


    Пусть каждый из детей найдёт уединённое место для поиска потерянных вещей. Это может быть зона отдыха или шкафчик в классе. Поставьте ящик или коробку в это место и сообщите о нём ученикам. Выделите несколько дней, чтобы дети могли вернуть туда пропавшие вещи.

    Проговорите, как это будет работать:

  • Возврат возможно осуществить не сразу, а при удобном для этого времени (наиболее предпочтительно дать детям минимум два дня для выбора момента, когда никто не будет поблизости).
  • Возврат возможно осуществить без разглашения имени.
  • Такое поведение не делает ребёнка плохим. Все совершают ошибки, важно чтобы человек умел их признавать и исправлять.
  • Если кому-то нужна помощь или хочется обсудить что-то, то можно обратиться к учителю. Это относится и к ребёнку, взявшему предмет, и ко всем остальным в классе, например, если кто-то переживает по поводу этой ситуации.
  1. Держать родителей в курсе событий

    Пожалуйста, расскажите о шагах, которые вы предприняли, чтобы разобраться в ситуации с пропажей. Дайте знать, если есть новости — нашлась ли девочка или видел её кто-то из детей. Это поможет родителям ощутить контроль над ситуацией и предотвратит догадки и подозрения.

У фонда «Шалаш» есть сайт о трудном поведении «Метод»Там преподаватели обнаружат рекомендации, руководства и практические советы, способствующие созданию комфортного процесса обучения для всех участников.


Материалы по теме:

  • Воровство среди учеников и возможные юридические выводы этой ситуации – тема, которую освещают в беседе психолог и юрист.