Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая
Колумнист Педсовета Александр Могилев подводит свои итоги 2021 года.
Беспомощность перед пандемией
Главной декорацией для всего происходящего в 2021 году оставалась пандемия ковида. Она унесла сотни тысяч жизней, в том числе наших близких, учителей — и при том выдающихся, — без которых наше педагогическое сообщество осиротело. Здесь пора вставить в текст минуту молчания…
Остается без ответа повисший в воздухе вопрос: почему локдауны, ношение масок, прерывание учебного процесса и наша оптимизированная медицина не остановили пандемию, а наоборот, привели страну к первому месту в мире по смертности? И много других «почему», на которые никто не собирается отвечать. Но отвечать на них все равно придется.
Другая сторона пандемии — совершенно беспомощные и нелогичные метания властей между полной отменой обучения, дистанционкой, ограничением на перемещения детей по школе. Эти метания показали, что образование для наших властей находится на периферии приоритетов — ничего плохого в том, если его вообще не будет. В конце концов, родители и педагогическое сообщество, вставшие за школу горой, добились важного результата — учебный процесс перестали останавливать, и дополнительные каникулы прекратились. Но каждая такая пауза привела к невосполнимому снижению образовательного и интеллектуального уровня подрастающего поколения, которое будет сказываться десятилетиями.
Кроме того, переход на дистант привел к настоящему позору: учителя просто имитировали традиционные занятия, родители подсказывали детям из-под стола. В итоге против дистанционного обучения высказались и родители, и педагоги, и дети, и законодатели. К тому же из-за него девятиклассники провалили ОГЭ по математике — новости о двойках приходили со всех концов страны.
Параллельно весь год бурлил поток цифровизации школы. Казалось бы, хорошее дело, однако привлекает поклонников фантастических образовательных концепций, любителей половить рыбку в мутной воде. Подозреваю, что цифровизация завершится через пару лет — активистов отстранят, а процесс снова переименуют. Например, назовут «искусственно-интеллектуализацией».