Фото: img.freepik.com

Учителя русского языка и литературы рассказали о трудностях, с которыми сталкиваются ученики. Вместе со школой ИКРА разработали нестандартный подход, чтобы заинтересовать школьников. Примеры и методика CRAFT помогут увлекательно изучать сложные правила языка и проблемы литературы на уроках.

О методике

CRAFT — это творческие алгоритмы, фреймворки и инструменты. сертифицированная в России Методология создана основателем Школы инноваций и креативного мышления ИКРА Василием Лебедевым. С ее помощью можно генерировать идеи и превращать их в практические и полезные решения. Преподаватели могут использовать её, чтобы увлечь детей своим предметом. в Павловской гимназии Школьников приучили презентовать свои профессиональные планы как проекты руководителям Сбера.

Методика опирается на понятие «фрейма». Фрейм представляет собой типичную ситуацию, возникающую в нашем сознании при восприятии определённого понятия. Состав фрейма включает контекст, роли и связи между ними.

Пример: Фрейм «познавательный урок».

CRAFT помогает создавать новые идеи, объединяя два разных направления. К примеру, урок географии можно соединить с темой зомби-апокалипсиса: ученики изучат континенты и оценят их годность для выживания в такой ситуации.

Методология состоит из шести шагов:

  1. Джунгли исследований

    Мы собираем сведения о сложившейся ситуации — проблеме. Выясняем роли участников, их побуждения, сложности и ценности. К примеру, проблема: в чём причина скуки детей на уроках географии?
  2. Поляна задач
    Конкретизируем проблему и переформулируем ее в задачу.

    Студенты затрудняются увидеть практическое применение географических знаний.


    Наглядное продемонстрировать учащимся применимость географических знаний в реальной жизни.
  3. Гора идей

    Формируем новую задачу с использованием фрейма о зомби-апокалипсисе, где географические знания оказались критически важными для выживания.
  4. Гора действий и предметов

    Стремимся применить новый формат на практике, например, разработав упражнения для занятия.
  5. Пещера сокровищ

    Анализируем возможности, разрабатываем способы коммерциализации проекта, создаем бизнес-модель.


    В рамках урока планируют занятие, подготавливают дополнительные материалы. Например, вспомним мобильную игру «Зомби против растений». Попробуем урок географии провести в её стиле. Для этого внесем элемент физкультуры — поиграем на улице в вышибалы по мотивам популярной игры. Только мяч будет с вопросом по географической теме. Тот, кого попадет, отвечает.

  6. Поля внедрения


    Пробуем концепцию, анализируем активность занятий и отзывы, получаем обратную связь от учащихся и исправляем изъяны.


    Разрешено пропустить этапы и двигаться нелинейно. К примеру, можно сразу задуматься о том, как преподавать сложные темы в старших классах, какие задачи ставить на уроках литературы и русского языка. Это будет сделано в три этапа.

Дети испытывают трудности с правильным написанием букв Н и НН.

Шаг первый: Поляна задач

Конкретизируем проблему. Рассмотрим мотив, обстановку, ситуацию и поступок. Выберем трудные разделы для учеников 5-7 классов. К примеру: учащиеся седьмых классов испытывают трудности с усвоением темы «Правописание Н и НН в причастиях».

Переформулируем проблему в задачу: Каким образом добиться того, чтобы ученики седьмого класса усвоили тему «Правописание Н и НН в причастиях» на всегда?

Шаг второй: Гора идей

Маскируем задачуДля поиска решения, оставляем за рамками её контекста. Игнорируем трудности русского языка.

  1. Вместо действующих лиц рамки используем «кого-либо» или «что-либо».
  2. Искали более абстрактное выражение, чем «запомнили тему…», например «овладели новым знанием».
  3. Сформулируем вопрос по образцу «Где и когда выполнено/выполняется поставленное задание?».

Как добиться полного освоения чему-либо кем-либо?

Теперь подбираем для этой задачи фреймРассмотрим ситуацию, содержащую контекст, роли участников и их взаимоотношения. К примеру: студент претендует на должность официанта и обязан изучить меню наизусть.

Шаг третий: Гора действий и предметов

Разрабатываем план урока в рамках выбранной концепции. Создаем увлекательную историю, которая преобразует сложные темы русского языка в игровые ситуации. Формируем сценарий занятия с задачами и другими элементами.

Концепция: Знаменитый кулинар запускает новое заведение и ищет сотрудников. Будущие официанты проходят собеседование у главного повара.

Сценарий и задания: Предупредите детей о предстоящем уроке – игре «Трудоустройство в ресторан». Задание: написать короткий рассказ о себе для собеседования, используя причастия с одной буквой Н. На уроке разберём эти рассказы. После этого учащиеся поделятся своими резюме, найдут в них страдательные причастия и выпишут отглагольные прилагательные.

Для урока по трудным темам русского языка приготовьте распечатанный список блюд с названиями, содержащими одну и две буквы «Н».

  • Поочередно дети подходят к доске, добавляют буквы в пробелы и обосновывают свои решения.
  • Каждый получит карточку с меню и исправит в ней ошибки.

Для закрепления материала попросите дома составить сезонное предложение с оригинальными названиями блюд, например, «Срезанные цветы», «Туманное утро», и описаниями способов их приготовления: выпекание, быстрый blanch (тушение).

Система оценки: Рассмотрите возможность работы официанта нескольких категорий: младшего, среднего и старшего уровня.

  • Младшему нужно лишь правило, исключения и выполнение задания.
  • Человеку с уровнем средней квалификации придётся выполнять задачи повышенного уровня сложности.
  • Чтобы стать старшими официантами, ученикам следует помочь учителю проверять работы одноклассников.

Учитель устанавливает количество заданий, а систему поощрения можно изменять, используя жетоны. Чем больше жетонов у ученика, тем выше его оценка.

Проблема: объемные книги пугают детей, предпочитают короткие описания.

Шаг первый: Поляна задач

Конкретизируем проблему: Учащиеся десятого класса изучают «Войну и мир» Л.Н. Толстого только в сокращённом варианте, так как объем книги пугает их с пятого класса.

Важно побудить к полному прочтению «Войны и мира», а потом оценить насколько информация усвоена — не представляется возможным. Попробуем хотя бы пробудить интерес и углубить погружение в контекст.

Формулируем задачу: Как повысить интерес учащихся десятого класса к чтению «Войны и Мира» Л.Н. Толстого, учитывая его объём?

Шаг второй: Гора идей

Маскируем задачу: Как пробудить интерес к изучению чего-либо, даже если материал обширный?

Подбираем фрейм. Например, сыскное bureau. Работники такого бюро должны постоянно искать и изучать что-то новое.

Шаг третий: Гора действий и предметов

Концепция: Сыщика поручают проанализировать противоречия в произведении «Война и мир».

Сценарий и задания: Разделение класса на команды по пять человек в каждом — каждой команде предоставляется собственное детективное бюро. Задания распределяются по нескольким направлениям.

  • Подобные задачи изучают в контексте семейства Ростовых и Болконских, применяя аналогию с сегодняшними реалиями.
  • В романе разбираются моральные проблемы через точку зрения мужчин и женщин, выраженную в словах персонажей, таких как Лев Николаевич Толстой.
  • В исследовании рассматриваются события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 годов; сравниваются образы персонажей и так далее.

Формулируйте вопросы уроков так, чтобы поиск истины был увлекательным, например: «Были ли фактические неточности в описании исторических событий Толстым?». Предложите использовать разные методы исследования: беседы с учителем истории, посещение исторического музея или библиотеки. Лучшее детективное бюро получит приз зрительских симпатий: двойную оценку или дополнительные баллы к рейтингу учеников, если такой существует.

На протяжении всей цикла занятий учащиеся ведут работу в папках. Сбирают фотографии, карты местностей, вырезки из мемуаров и газет, высказывания критиков о произведении. Формулируют гипотезы и описывают их в записях. Всё это поможет глубже проникнуться роман-эпопеей. Преподаватель иногда может давать «улики», которые заинтересуют учеников: обрывки текста с замазанными словами, оборванные снимки людей, обожженные письма.

Система оценки: Проведите последний урок в формате выставки. Разделите класс на зоны и предложите командам оформить их: прикрепить фотографии из исследования на пробковую доску, а на столах разложить важные документы и папки с делами. Представитель команды расскажет о проделанной работе, о результатах расследования и выводах. Одноклассники задают вопросы, за ответы команда получает дополнительные баллы.

Преподаватель оценивает выступления групп по таким критериям:

  • Достоверность и полнота исследования зависят от использованных источников, получаемых результатов и убедительности изложенной информации.
  • точность изложения;
  • сплоченность команды;
  • креативный подход к оформлению зоны;
  • ответы на вопросы.

В течение 15 часов, отведенных программе 10 класса для «Войны и мира», команды погружаются в исторический контекст, размышляют над нравственно-философскими вопросами и анализируют связи между персонажами. Фрейм поддерживает высокий уровень внимания и вносит соревновательный элемент, чего не хватает обычным школьным программам по литературе.

Трудности с восприятием сложной литературы у подростков.

Шаг первый: Поляна задач

Конкретизируем проблему: Одаренные выпускники школ не осознают исторического фона и действительности, изображенных в «Архипелаге ГУЛАГ» Александра Солженицына.

Формулируем задачу: Что нужно сделать, чтобы выпускники одиннадцатого класса поняли исторический контекст и реальность описанного в «Архипелаге ГУЛАГ» Александра Солженицына?

Шаг второй: Гора идей

Маскируем задачу: Как побудить человека глубже разобраться в чем-либо и сформулировать собственные заключения?

Подбираем фрейм. Журналист-новичок получает поручение освещать обстановку в неизвестном месте.

Шаг третий: Гора действий и предметов

Концепция и задание: Журналистам поручено изучить жизнь в лагере, провести исследование и написать аналитическую статью.

Учитель подготовил отрывки из книги с описанием мест событий, рассказами и письмами заключенных. Часть информации «засекречена» – для ее поиска требуется обращение к библиотекарю. У последнего будут подготовлены дела героев повествования. Позволить ученикам использовать исторические архивы в интернете: газеты, библиотечные базы данных, сайты музеев.

Отнайдите фотографии лагерей, портреты политзаключенных, карты с расположением лагерей и пропагандистские материалы той эпохи.

Свяжитесь с учителями истории и географии, попросите организовать формат вопросов-ответов на тему сталинского периода.

Главный редактор, выступающий в роли учителя, оценивает учеников по установленным критериям.

  • глубина и обоснованность анализа;
  • оригинальность подхода;
  • Ясность, логичность подачи информации и дизайн презентации.
  • Коллективный труд и распространение достижений.
  • ответы на вопросы.

CRAFT открывает новые возможности для взаимодействия со студентами, помогает заинтересовать их и сохранить их внимание. Новый формат занятий с разными ролями участников процесса обучения выводит из рутины и мотивирует как учеников, так и педагогов.


Материалы по теме:

  • Как заинтересовать учеников на протяжении всего урока?
  • Три инновационных подхода для помощи педагогам.
  • Три подхода к креативному переосмыслению занятий в школе.