Фото: img.freepik.com


Картинка: Викимедиаcommons. Рисунок: Юлия Замжицкая.

Автор романа «Архипелаг ГУЛАГ», писатель, историк и философ Александр Солженицын был не только диссидентом, эмигрантом и возвращенцем, но и педагогом-новатором. 11 декабря, в день 104-летия со дня рождения писателя, вспомним его педагогические принципы.

Сентябрем 1941 года после окончания Ростовского государственного университета он впервые вышел к школьной доске как преподаватель. По состоянию здоровья признан ограниченно годным, в начале Великой Отечественной войны не участвовал. Александра Исаевича направили учительствовать в город Морозовск той же Ростовской области.

В 1942 году будущий писатель стал курсантом артиллерийского училища, а затем переступил школьный порог уже в 1953 году после освобождения из лагеря в казахской ссылке. Преподавал физику и математику в старших классах средней школы села Берлик. Но спустя несколько месяцев с онкологическим диагнозом отправился в Ташкент на лечение.

Следующий этап педагогической деятельности Александра Исаевича начался после освобождения в 1956 году в поселке Мезиновский Владимирской области. Александр Исаевич преподавал в старших классах математику и электротехнику, то есть фактически физику.

С 1957 по 1962 год преподавал физику и астрономию в Рязани.

Разносторонние познания не будут лишними

Александр Исаевич не скрывал своей разносторонности. Вместо этого применял свои знания и опыт в педагогике. Одна из его учениц вспоминала: «На урок астрономии он мог принести книгу классической прозы, найти в тексте описания звезд и прочитать их глазами астронома».

Благодаря этим приемам интерес к предмета рос. Далёкая и непостижимая астрономия стала обыденной реальностью и могла вдохновлять на создание литературных произведений.

Учительница немецкого языка в казахской школе наивно рассказывала:

Его эрудиция мне нравилась. Отлично владел немецким языком, читал по-английски. Был прекрасным собеседником… Когда сказали, что Исаевич стал писателем, я сильно удивилась. Зря это он сделал. Его призвание — педагогика. Педагог был на редкость талантливый… Исаевич умел находить ключи к сердцу каждого ребенка.

Преподавание не ограничивается школьными стенами

В не завершенной повести «Люби революцию» Солженицын изобразил себя в роли преподавателя Глеба Нержина. Повесть, фактически, автобиографична. Александр Исаевич писал:

В тёплые летние вечера Нержин собирал старшеклассников во дворе школы и, направив Галилееву трубу, показывал им кольца Сатурна, учил находить разноцветный Антарес, голубое сердце Орла — Альтаир, в клюве у Лебедя — Денеб. Нержин понимал, как привлекательны для юных умов астрономические факты и догадки, он звучным голосом рассказывал о звёздах на темнеющем постаменте, сам слышал, как прерывался его голос. Его рассказы уводили души молодых мальчиков и девочек к звёздам.

Александр Исаевич организовывал кружки, в том числе по прикладной математике и геодезии, водил учеников в лес, где у костра, за печеной картошкой рассказывал о великих математиках и физиках. Показывая работу астролябии, устраивал полевые работы. К счастью, обладавший прекрасной памятью, он уже на втором занятии прекрасно помнил имена учеников, что сильно облегчало общение с ними, особенно в неурочное время.

Дети были в восторге от этих внеклассных занятий. Солженицын писал: «Полагал, что дети учатся так дружно и азартом, как не ходили в кино». По вечерам ученики часто по собственной инициативе собирались к домику любимого учителя — общение с ним было в радость.

Скромность украшает педагога

В 1962 году в журнале «Новый мир» вышла повесть «Один день Ивана Денисовича». До этого никто не знал, что Солженицын — не только школьный физик, но еще и серьезный писатель. На школьной доске объявлений была вывешена вырезка из газеты «Известия», где Константин Симонов писал: «Солженицын проявил себя в своей повести как подлинный помощник партии в святом и необходимом деле борьбы с культом личности… В нашу литературу пришел сильный талант».

Потрясение охватило всех. Физиков поздравляли его. Одна из учениц преподнесла трогательную открытку с изображением пышной розы. Популярность Александра Исаевича, которая уже была значительной, достигла небывалых высот. Не столько благодаря признанию его писательских талантов, сколько из-за того, что Солженицын в течение пяти лет воздерживался от самовосхваления и хвастовства.

Всегда оставаться учителем

Нельзя то быть учителем, то не быть им, то вновь стать. Учительство — состояние души. Так формируется видение мира, и только так возможно добиться успеха в педагогике.

Солженицын утверждал:

Чтобы быть педагогом, нужно родиться таким. Учителю урок никогда не должен становиться тягостным или утомляющим, а при первом же признаке утраты радости от урока следует покинуть школу. И многие обладают этим счастливым даром. Но мало кто способен сохранить его через годы неизменно светлым.

В «Архипелаге ГУЛАГ» Александр Исаевич пишет: «К стенам прижались, глаза опустили и застыли, словно из камня. Смотреть на владык взглядом униженным никто уже не желал, а мятежным было бы глупо. Стояли мы, подобно хулиганам заядлым, вызванным на педагогический совет: в неуставных позах, руки в карманах, головы набок и в сторону — невежественные, непреклонные, безнадежные».

И даже в подобной обстановке, кажущейся несравненно удаленной от обычной среднеобразовательной школы, у Солженицына действовал именно образный ряд учителя.

В американском штате Вермонт он обучал своих сыновей математике, физике и астрономии. Учительство было для Солженицына неотделимым от жизни.

Ощущать себя счастливым педагогом

Александр Исаевич считал, что преподавать детям — большое счастье, не уступающее писательскому труду. Это отчасти объяснялось тем, что для Солженицына возвращение к преподаванию в 1953 году было важным событием. Писатель говорил:

Счастье — это войти в класс и взять мел. В этот момент для меня наступил день освобождения, возвращения гражданства. Все остальное, что составляло ссылку, я больше не замечал… Я ушел в преподавание и три года (а может быть, много лет) был счастлив только этим одним.

Бывший ученик рассказывал: «Солженицын заряжал нас своей энергией. В класс врывался, словно вихрь, на табурет садился, как в седло. И сразу начинал урок: „Дюсанов, к доске! Кукеева, покажите, как справились с заданием!“ Хотелось попасть в темп, который предлагал».

Много учеников Александра Исаевича стали преподавателями, так как его пример был вдохновляющим.

Важно не преувеличивать свои возможности и стремиться к тому, чтобы обучение было источником радости.

Солженицыну это удалось. Большая нагрузка отвлекала бы писателя от литературной деятельности, что не принесет пользы ни ему как писателю, ни как преподавателю, и ни ученикам, ни читателям.


  • Пятеро педагогических правил наставника по Владимиру Гиляровскому от матроса Китаева. ;
  • Педагогические правила Корнея Чуковского;
  • Пять правил воспитания от Григория Остера .