Фото: img.freepik.com

Изображения: личный архив Ирины Карташовой. Рисунок: Юлия Замжицкая.

В сентябре 2022 года психолог Ирина Карташова переехала из Москвы на Ямал, чтобы работать в школе города Салехард. С коллегами она создает школу ЧУДО, где реализуют принципы гуманной педагогики. В материале рассказывается о поиске призвания за два с половиной тысячи километров от дома, буднях педагога-психолога и очаровании Ямала.

О смене профессии

Я по образованию химик и семь лет работала в науке, занималась биомедициной. В это время я также участвовала в социальных проектах волонтерством. Однажды мы посетили детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья. Там я впервые увидела, как дети с ОВЗ взаимодействуют с собакой-терапевтом. Меня поразило, как они открываются и расслабляются в общении с животными, поэтому я стала изучать детскую психологию, получила второе образование и написала диплом «Роль животных в семейной системе».

Защитив диплом, нужно было набирать опыт практической работы. Я стала соведущей тренингов для подростков, углубилась в изучение «мягких» навыков и коммуникации. Одновременно проводила психологические группы и тренинги в благотворительном фонде реабилитации «Шередарь» — для детей, перенесших тяжелые заболевания, и их родителей.

Моей коллеге по волонтерству, психологу Марине Сычевой, удалось принять участие в программе… Учитель для РоссииОна поделилась со мной информацией о проекте и её ценностях: вера в потенциал каждого ребёнка, принятие различий, гуманизм. Программа ставит своей целью помочь каждому ребёнку стать хозяином своей жизни, независимо от места рождения. Мои взгляды полностью совпали с этими принципами. Я поняла, что это возможность применить свои знания и способности в школе, где мне будет действительно пригодиться помощь другим.

О переезде на Ямал

Изначально планировала переехать на Дальний Восток. Приморье, Сахалин, Курилы, Камчатка для меня – «места силы», там мои корни, туда я возвращаюсь каждый год. Но после финального этапа отбора, когда сообщили о большой потребности в психологах в Новосибирской области и Салехарде, выбрала Ямал. В Сибири была много раз, а Крайний Север – загадка, личный вызов. Одной мне было бы страшно ехать. Но с командой единомышленников спокойнее и интереснее.

В Салехарде тепло — жители города очень отзывчивы, постоянно помогают и поддерживают друг друга. Кто-то принесет морошку, кто-то подскажет, как лучше наладить быт, а кто-то проведет инструктаж о том, как пережить холодную зиму.

Жизнь оказалась комфортной и привычной. В пятнадцати минутах ходьбы от дома – «Пятерочка», «Магнит», «Почта России», «Озон» и Wildberries. Цены на продукты примерно как в Москве. Из необычного: в школьной столовой кормят котлетами и свекольником из оленины.

Переезд в северные районы неожиданен тем, что помимо холода здесь повышенная геомагнитная обстановка и недостаток кислорода. Это официально называется «Синдромом полярного напряжения». Из-за этого гормональный статус и углеводно-липидный обмен у людей резко меняются. На Ямале очень серьёзно относятся к медкомиссиям и профилактике.

Холодный климат с лихвой компенсирует восхитительные пейзажи. Поблизости широкая река Обь, к которой можно всегда подойти, остановиться на смотровой площадке, снять напряжение или обдумать события дня. С ребятами из УДР уже поднимались в горы — ездили в республику Коми, чтобы увидеть Полярный Урал. А в Салехарде, в день города, впервые увидела северное сияние. Это — восторг. Была в Исландии, в Мурманске, буквально гонялась за ним. А здесь оно появилось неожиданно, и это для меня хороший знак.

О школе

В Салехарде я тружусь в небольшой двухэтажной деревянной школе, где обучается примерно семьсот учеников. Проводим уроки и организовываем внеклассную деятельность, включая занятия для детей с особенностями развития.

В школе комфортная и теплая атмосфера. Все часто пересекаются в течение рабочей недели, что создает ощущение близости между учениками и сотрудниками.

Придя в школу в сентябре, я никого не знала. Поэтому здоровалась со всеми коллегами несколько раз в день. На всякий случай, потому что не была уверена, встречались мы сегодня или еще нет. Все понимали, улыбались и говорили: «Мы уже виделись».

Несмотря на то, что школа небольшая и деревянная, хорошо оснащена: в классах имеются документ-камеры, интерактивные доски. Когда я училась в Москве, такого оборудования у нас не было.
В первые дни пользоваться техникой меня учили сами дети.

В следующем году мы переезжаем в новое зданиеЭто станет большой, состоящей из четырех этажей школой с множеством возможностей для детей и педагогов. Все будет совершенно новым. Вместе с коллегами и директором уже разработана концепция новой школы — «ЧУДО»: Человечное Универсальное Детское Образование.

Назовём учеников «Чудаками», а педагогов — «Чудагогами». Каждую четверть состоятся общие слёты с встречами, играми, чаепитиями и мастер-классами. «Министерство счастья и чудачества» будет способствовать созданию тёплой, позитивной и объединяющей атмосферы в школе. Для этого спроектировали специальную комнату для проведения уютных мероприятий. Для ранней профориентации ребят с ОВЗ и инвалидностью в школе запустят «Профнавигатор». Дети смогут также заниматься в Лаборатории Биокосметики, Издательском центре, Фотостудии, Студии фьюзинга, кружках по IT-технологиям и кибернетике и др.

О работе педагогом-психологом

Провожу психологическое сопровождение учеников 9-х, 10-х, 11-х классов. Развиваем с ними мягкие навыки, креативное мышление и эмоциональный интеллект. Также провожу психологическую подготовку к экзаменам и тренинги по таким темам, как подготовка к собеседованиям, конфликтология, цифровая безопасность и ораторское искусство.

Много личных консультаций провожу: ученики и педагоги делятся волнующими их вопросами. Сейчас часто встречается детская тревожность, например, перед экзаменами. В обеих группах — учителей и ребят — беспокоит вопрос мотивации. Еще один популярный запрос от школьников — самоопределение: «Не знаю, кто я, не знаю, что мне нравится». Все это разбираем на консультациях.

Нашей школе везет — штат психологов почти полный: пять специалистов на более семисот учеников. Успеваем работать со всеми детьми — главное достижение.

В данный момент я много работаю, погружаюсь в процесс. Иногда провожу в школе до одиннадцати часов. Это моё решение: мне нужно набрать опыт в различных областях. Тем не менее у меня с коллегами хватает времени на отдых: посещаем друг друга, участвуем в интеллектуальных квизах, мастер-классах. В помогающих профессиях важно помнить о восполнении внутренних ресурсов.

О планах на будущее

В течение следующего года мы с коллегами будем готовиться к переезду в новую школу. Нам предстоит разработать концепцию ЧУДО, оптимизировать документооборот и подготовить учеников и педагогов к изменениям. Очень хочется помочь ребятам комфортно сдать все экзамены, сохранив при этом психическое здоровье. После этого серьезного этапа жизни оно им точно ещё пригодится.

Моя главная задача сейчас — собрать обратную связь от детей: их идеи и пожелания по поводу новой школы. Что хотели бы видеть дети в новом учебном заведении? Как представляют себе учебу там? Что хотят делать в свободное время? Например, ждут новую большую столовую и буфет, учиться только в первую смену, сделать традиционным слет «Чудаков», который недавно прошел впервые.

В школе № 4 планирую остаться как минимум два-три года, чтобы реализовать все свои идеи. Салехард – очень уютное место с невероятно добрыми людьми. Рада, что первый рабочий опыт в школе приходится именно на Ямал.

Ручная открытка с первого съезда «Чудаков».

Общественная программа «Учитель для России» помогает выпускникам вузов и профессионалам разных сфер работать двумя годами учителями в школах. Цель программы – обеспечить равные возможности получения образования для детей из российских регионов. В этом году 220 учителей работают в 85 школах по всей стране. Прием новых участников в программу открыт.