
Изображения: Pixabay / Unsplash. Рисунок: Юлия Замжицкая.
Психолог Елизавета Филоненко отвечает на вопросы своих подписчиков.
Сложный характер
Вопрос от Марии:
Как поведение взрослых влияет на развитие упрямого характера у ребёнка?
Ответ психолога
К этому ведут две стратегии.
Родители, предлагая ребенку большой выбор и полную свободу, не устанавливая правил, действуют с самыми лучшими намерениями: развивать творческие способности и изобретательность. Однако в возрасте 3–4 лет это может привести к невротизации ребенка.
Второй недостаток – множество жестких правил. Взрослые проявляют власть над ребенком, игнорируют его потребности и не дают ему чувствовать самостоятельность. Иногда применяют токсичные методы: лишают еды, запрещают играть в одиночестве и постоянно указывают, как поступать правильно. Такое происходит из-за непонимания основных потребностей ребенка и его возможностей в данном возрасте.
В детстве правила — это важный ориентир, но их нужно держать простыми и не перегружать числом.
Авторитетность родительской фигуры
Вопрос от Яны:
Меня беспокоит поведение моего сына. Трёхлетний ребенок плохо слушается, с трудом одевается, чистит зубы и засыпает. Возможно, мне не хватает настойчивости. В большинстве случаев я уступаю ему, если это не угрожает его безопасности или безопасности окружающих. Когда дети чувствуют, что взрослые недостаточно властные? Нужно ли специально создавать ситуации, где я проявляю свою власть?
Ответ психолога:
Поведение вашего ребенка соответствует возрасту трех лет: оспаривание авторитета взрослых и упрямство – обычные черты для этого возраста. В описании нет признаков потери власти над ребенком. У него есть базовые запреты, он не ведет себя агрессивно и не берет опасные предметы, чистит зубы и одевается, хотя и неохотно. Все хорошо как с ребенком, так и с вами как родителем.
Ребенок постепенно понимает, что взрослые главные. Для этого не требуется яркие всплески власти. Напротив, во время кризиса трех лет это только помешает и создаст излишнее противостояние. Если же вы установите простые правила, например режим сна или запрет играть с едой, и будете последовательны в их соблюдении, ребенок почувствует вашу опору и воспринимает вас как авторитетную фигуру.
Домашние обязанности
Вопрос от Марии:
Что из домашних дел можно поручить шестилетнему ребёнку? В общей уборке может помыть посуду или подмести пол, однако постоянно выполняет только складывание игрушек и вещей. Хотелось бы ему постепенно давать больше работы, но всё кажется сложным для такого возраста.
Ответ психолога:
Уборка игрушек и вещей, а также помощь по дому — обычное количество обязанностей для шестилетнего ребенка. Важно помнить, что дети могут забывать о своих обязанностях или вовсе перестать их выполнять. По этой причине стоит периодически предлагать им что-то новое. Можно выбирать задание по жребию, меняться друг с другом или давать возможность самому выбрать. Например, в один месяц — пылесосить, в другой — вытирать пыль.
Конфликты между двойняшками
Вопрос от Татьяны:
У меня четверолетние двойняшки, девочка и мальчик. Часто ссорятся из-за поведения друг друга: например, дочь прошла мимо и уронила куртку сына, или кто-то не дал игрушку. Я стараюсь жалеть пострадавшего, но не ругать обидчика. Но иногда их ссоры раздражают, могу повысить голос, обругать обоих. Как остановить эти конфликты и как реагировать, когда один рассказывает, как второй нахулиганил (дочь иногда так делает)?
Ответ психолога:
Запаситесь терпением, ваши дети ещё некоторое время будут враждовать, потому что очень-очень похожи. Нужно с этим работать, учить обмениваться мнениями, вести диалог, находить мирное решение. Лучше всего делать это через игру.
Не стоит слишком явно жалеть одного ребёнка, так как это превращает позицию жертвы в привлекательную и выгодную — появляется покровитель в виде взрослого, который всегда защитит. Если не поделили игрушку — заберите её у обоих, если начали драться — изолируете их друг от друга на время. Наказание должно быть одинаковым для обоих, если ситуация не слишком критическая.
Пытаться выяснить, кто прав, бесполезно и сложно: самая очевидная ситуация может на самом деле таковой не являться. Вы видите лишь верхушку айсберга, при этом не знаете, были ли провокации и в каком количестве, может быть, у одного из детей уже накопилось недовольство.
Ребенок не хочет ходить на кружок
Вопрос о Евгении:
Веду дочь на теннис четыре месяца. Тренер видит потенциал, но она проявляет лень и рассеянность. Посещает тренировки без капризов, однако иногда заявляет о ненависти к теннису. Ранее оставляла все занятия при возникновении трудностей и необходимости выполнять конкретные упражнения. Не знаю, продолжать вести ее на теннис или нет.
Ответ психолога:
Теннис — вид спорта, где детей часто подталкивают к высокой результативности. Ученики осваивают сложные навыки, и чем младше ребенок, тем труднее ему это даётся. Важно определиться с целью занятий: научить играть до какого уровня и как оценивать успехи? Или просто поддерживать физическую активность?
Определить подходящий кружок для дошкольника без проб сложнее всего. Детям этого возраста тяжелее переносить интенсивные тренировки и строгие указания. Им подходят занятия общего характера: бег с препятствиями, игры.
Если ребенок упрямится или капризничает, не стоит сразу прекращать занятие, можно договориться о блоках: например, ходить до мая и затем решить дальнейшие действия. Если за это время ребенок забудет о договоре, спокойно напомните ему. В этот период старайтесь не торопить его и не заставлять быть быстрее, выше, сильнее — достаточно того, что он продолжит посещать занятия какое-то время.
Материалы по теме:
- Психолог рассказывает родителям о татуировках, эмоциях и конфликтах подростка.