Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Узнали информацию у Татьяны Вотинцевой, практикующего экзистенциально-аналитического, системного семейного психолога и преподавателя. АкадемСитиМнения психологов о квадроберах и методах работы специалистов с ними.
Что такое квадроберы и причины интереса к этой теме?
Термин «квадробер» образован двумя латинскими словами: quattuor — «четыре» и aerobics — «аэробика». Квадроберы исполняют трюки, например прыжки и кувырки, напоминающие движения животных. Они передвигаются на четвереньках и носят аксессуары: маски зверей, накладные хвосты и перчатки-лапки.
Японский спринтер Кеничи Ито считается основателем квадробики. Его восхищала скорость движения обезьян, и он увлекся бегом на четвереньках. В 2008 году он пробежал 100 метров за 18,58 секунды и попал в «Книгу рекордов Гиннеса». Через семь лет Кеничи улучшил результат, преодолев дистанцию за 15,71 секунды.
Другой источник квадробики — Animal Flow, направление спортивной активности, возникшее в США в 2010-х годах. Название переводится как «естественные движения животных». Его создатель, фитнес-тренер Майк Фитч, черпал вдохновение в плавности и ловкости движений зверей. Экспериментируя с различными видами физической активности, он пришел к выводу, что самые полезные, эффективные и безопасные тренировки — с собственным весом, а не с дополнительным оборудованием в виде гантелей или гирь.
Весной 2024 года квадробик стал популярным в России. По улицам городов гуляли дети, двигаясь по четырём конечностям и имитируя поведение животных.
В социальных сетях юные пользователи публикуют видеоуроки по выполнению различных трюков на квадроциклах.
Мнение экспертов о причинах, по которым люди становятся квадроберами.
Психологи считают квадробинг подростковой субкультурой детей в возрасте от 8 до 14 лет. Присоединение к группам по интересам — обычный этап развития личности, которым проходят многие люди. Если раньше существовали хиппи, панки, готы или эмо, то сегодня появились квадроберы. Нужно разобраться, для чего нужны субкультуры.
Самоидентифицироваться. Подросток сталкивается с важной задачей — узнать себя и других. Каждая субкультура имеет свой стиль одежды, ценности и мировоззрение, отличающие группу от остальных.
Стараясь на себя новый образ и поведение, ребенок может понять, что ему подходит.
Хотя квадроберы рисуют животных, это не значит, что отождествляют себя с ними. Подросток приписывает животному качества, которые ему хочется развить, повторяя его повадки. Например, волк для него символ уверенности, и изображая его, подросток ощущает эту силу в себе.
Квадробинг для взрослых в качестве физической активности – обычное явление. Но если взрослый применяет квадробинг как способ самопознания, подобно подросткам, это может свидетельствовать о не завершенности процесса самоидентификации в детстве. Возможно, период экспериментов с ролями и образами был прерван в детстве, и теперь человек пытается компенсировать это, находя себя в необычных увлечениях или субкультурах – так, кто-то делает татуировки, а кто-то становится квадробером.
Татьяна Вотинцева
Принадлежать к группе вне семьи. Подростковый возраст характеризуется гормональными перестройками, школьным стрессом и давлением со стороны сверстников. Подростки ищут безопасное пространство, где их не осудят за самовыражение. Родители и близкие родственники с рождения предоставляют такое пространство, но в подростковом возрасте для личностного роста и обретения себя важно отделиться от этой группы.
Субкультура даёт возможность найти людей с похожими взглядами, с кем можно быть собой без страха. Это создает ощущение принадлежности и поддержки, необходимой подросткам.
Бунтовать. В подростковом возрасте личность сталкивается с трудностями. С одной стороны, появляется больше обязанностей: учиться, принимать решения о своей жизни, помогать родителям. С другой стороны, прав не прибавляется, а наоборот — уменьшается: нельзя перестать посещать школу и устроиться на работу, ограниченно проводят время с друзьями и ведут себя свободно, как ребенок, потому что «уже взрослый».
Дисциплина, школьная униформа, обязанности — всё это закаляет усидчивость и волю, но оказывает сильное давление на подростков. Те стремятся соблюдать правила и одновременно протестовать против них, выразить свою точку зрения, выделиться, чтобы обратить на себя внимание.
Подросткам важно бунтовать против социальных норм, чувствовать себя особенными и непохожими на других. В отличие от субкультур прошлого квадробинг более экологичен, не содержит деструктива в виде отрицания жизни или пропаганды употребления психоактивных веществ.
Татьяна Вотинцева
Развить эмоциональный интеллект и социализироваться.Делая ставку на общие ценности, субкультура объединяет людей с разнообразным прошлым и мировоззрением. Внутри неё необходимо постичь искусство общения: умение выслушивать, обосновывать свою точку зрения и строить конструктивную беседу.
Выбирая пример для подражания, квадробер постигает себя глубже. Одинаковый зверь для каждого значит разное: для одних лев олицетворяет уверенность, для других — бесстрашие, а для третьих — силу.
Мальчик или девочка могут выбрать животное, которое, по их мнению, больше всего похоже на них. Также можно изобразить того, кем хотелось бы стать, например смелым, как тигр.
Татьяна Вотинцева
Работа с семьями, имеющими детей-квадроберов: стратегии и методы семейной терапии
Каждый феномен имеет норму и отклонения. Пример: невинная любовь к труду может стать работизмом при отсутствии самосознания. Это вредит здоровью, связям с родными и результативности работы.
Как определить, безопасно ли увлечение ребенка квадробингом, и в каких случаях стоит обратиться к специалисту?
Увлечение квадробингом у ребенка не указывает на его девиантное поведение, так как отождествление себя с животным не означает для него приемлемость такого поведения.
Понимание причин неадекватного поведения подростков должно быть основано на факторах, более глубоких, чем субкультурные привязанности. Стресс или незажившая психологическая травма могут стать триггером таких реакций. Во время раннего подросткового возраста психика особенно подвержена воздействию и может не справиться с жесткими требованиями и правилами, которые появляются в период учёбы, и это может привести к отклонениям в поведении.
Татьяна Вотинцева
Взрослые могут не принять новое хобби подростка из-за непонимания и предвзятого страха его отрицательного влияния на ребенка. Особенно это актуально для занятий, по которым общественность и эксперты пока не пришли к единому мнению. Какую стратегию работы выбрать психологу, когда к терапии обратился ребенок, увлеченный квадробингом?
Какова причина обращения семьи к психологу? Подростка родители могут привести на консультацию из-за своего стыда по поводу его увлечений. Если хобби не выходит за рамки нормы, специалист работает со взрослыми: выясняет причину стыда, его корень и другие испытываемые эмоции, например страх за безопасность и беспокойство о будущем ребенка.
Психолог обычно не работает с тем, на кого жалуются, а с недовольным лицом. Если родителям стыдно за хобби ребенка и просят «вылечить» его, специалист рассказывает о личных границах, которые есть как у взрослых, так и у детей. Объясняет нормы развития подростков и что самовыражение и поиск субкультур естественно для этого возраста.
Татьяна Вотинцева
Оцените, как взаимодействуют родители и ребенок.Подросток иногда отворачивается и избегает зрительного контакта при разговорах со взрослыми о своих интересах. Порой родители прерывают его или же демонстрируют недовольство без слов, например, закатывая глаза, смеясь или тяжело вздыхая. Такое поведение может свидетельствовать о проблемах в общении.
Психологу следует начать восстановление доверия в семье, если оно отсутствует. Для этого можно предложить правила общения: уважать мнения друг друга и предоставлять возможность всем высказать свои чувства.
Общество склонно сохранять привычный уклад, избегая перемен, поскольку новые явления могут нарушить существующий порядок вещей. Такая консервативность распространяется и на семью.
Иногда связь с ребенком остается, но сложна. Взрослые теряются в новом хобби подростка, которое внезапно появилось вместе с резкими изменениями во внешности и поведении. Важно успокоить родителей и сказать им, что увлечения, которые могут меняться еще не раз, — это часть важного процесса самопознания и формирования личности.
Татьяна Вотинцева
Обратите внимание взрослого на хорошие стороны хобби. Показать родителям преимущества занятия квадробинингом: расскажите о повышении физической активности, развитии самооценки и возможности познакомиться с людьми, разделяющими увлечение.
Предлагаю рассмотреть квадробинг как игру, сфокусироваться на преимуществах занятия. Можно попросить ребёнка поделиться своими мыслями об этом виде деятельности: что его в нём привлекает, кто из знакомых увлекается им.
В юности у детей крепкие отношения с родителями, и им хочется обсудить свои переживания. Важно давать им такую возможность, а также не судить их, чтобы сохранить взаимное доверие и теплоту.
Психолог помогает подростку разобраться с чувствами и трудностями, такими как одиночество, страх или проблемы в отношениях, с помощью разных методов, например, рисования, лепки из глины, написания рассказов и сказок.
Специалисты часто применяют игровые методики при работе с детьми, изучая их эмоции и стремления. Терапия может помочь ребёнку осознать чувства, скрытые за «звериными» образами, и предложить конструктивные способы их выражения.
Татьяна Вотинцева
В обычном случае увлечения и субкультуры не препятствуют полноценной жизни. При проявлении признаков аномального поведения в течение двух и более месяцев специалист должен посоветовать обращение к психиатру.