
Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Ольга Некрасова, семейный психолог, считает, что стремление работать в школе мотивируется глубокими психологическими факторами.
-
Доказательство «от обратного»
Если ребёнку повстречался «нехороший» учитель — тот, кто ведёт предмет без увлеченности или позволяет собой унижать и оскорблять учеников, — то ребёнок может выбрать эту профессию, чтобы доказать: педагог может быть и должен быть другим.
Я стала учительницей «вопреки». Моим классным руководителем была директор школы, которая не проводила в классе никаких мероприятий, походов, ее уроки постоянно замещали. У меня остались только негативные воспоминания о нашей «классной» жизни.
Выпускники педагогического университета, движимые чувством справедливости, стремятся изменить устоявшиеся порядки в школах.
В чём опасность?
Большой шанс испытать разочарование в профессии учителя и родительстве. Представление выпускника о работе в школе часто сильно расходится с реальностью: класс может оказаться неуправляемым, коллеги не внушают уважения, а бесконечное заполнение бумаг и отчетов утомляет.
-
«Хочу быть, как мой учитель!»
Идеализируя педагогов, такие люди выбирают профессию осознанно, но с некоторыми мечтами. Образец идеального учителя перед глазами, а вот внутренней работы не знают: ненормированный день, высокая эмоциональная нагрузка, не желающие учиться дети и требовательные родители — все это шокирует и разочаровывает.
В чём опасность?
Успешное преодоление трудностей и адаптация к школьному распорядку будут желательны. В противном случае неудовлетворенность собой из-за невозможности соответствовать идеалу будет нарастать. Учителя, попавшие в такую ситуацию, либо навсегда покинут школу, либо начнут тайно ненавидеть свою профессию и себя в ней.
К счастью, существуют и истории с благоприятным исходом, например, с Людмилой Пислегиной, учительницей химии и биологии из села Постол, Удмуртия:
Видя свою первую учительницу, я сразу подумала: «Хочу так же!» По-настоящему умела находить общий язык с каждым, относилась к детям с уважением. У меня не было сомнений — буду учителем, как она. И ни разу за все время не пожалела о своем решении.
-
Жажда самоутверждения
Чтобы продемонстрировать свою значимость, силу и авторитет, такие люди идут в школу. Делают это за счет учеников. Особенно достается тем, кто знает больше учителя. Такие педагоги находят слабые места у ребенка и ударяют по ним с целью унизить его перед одноклассниками: «Слишком много знаешь, только у меня выше тройки не получишь», «Встань! Пусть все полюбуются на этого умника», «С таким поведением – прямой путь в колонию», «Как я скажу, так и будет». Высмеивают внешний вид, ответы у доски, публично зачитывают ошибки в сочинении.
В чём опасность?
Чаще всего их движут стремление отомстить за детские обиды. Такие учителя действуют по принципу: лучшая защита – нападение, поэтому крики и ругань – их главный инструмент. Сами себя считают профессионалами, требовательными, но справедливыми. При этом как правило ненавидят свою работу, «бездарных детей» и слишком требовательную администрацию, но менять в своей жизни ничего не желают.
-
Желание продлить детство
Эти педагоги находятся на одной волне с учениками: знают их интересы, хорошо разбираются в трендах ТикТока и даже ведут свои блоги. Ученики им доверяют, с ними можно легко обсудить видеоигры и популярные молодежные сериалы.
Они легки на подъем, любят пошутить и творчески относятся к своей профессии.
Мы постоянно рисуем с ребятами, создаем что-то новое, экспериментируем, проявляем креативность. Погрузившись во все это, понимаю, что не хочу уходить из образования. Ребята так вдохновляют, так хорошо становится, когда у них получается рисунок или поделка. Больше не могу представить себя без этого, — признается Евгения Гильманова, учитель ИЗО и технологии из г. Находки Приморского края.
В чём опасность?
С такими преподавателями детям может казаться, что дистанция между ними и учителем минимальна, и будет стремление её сократить ещё больше. Чтобы избежать панибратства, необходимо быть бдительным и своевременно пресекать нарушения границ общения.
Ученики подобных учителей как правило любят своих педагогов, в то время как коллеги относятся к таким не очень положительно: им кажется, что авторитет такого учителя не соответствует действительности, а дети слишком сильно на него полагаются. Чтобы опровергнуть это мнение, приходится налаживать отношения с коллегми по работе.
-
Стремление изменить мир
Эти педагоги постоянно ищут интересные факты, стремление к обучению новому не покидает их.
Я пришёл в школу с целью донести детям о важности принятия ими в будущем стратегических решений. На уроках я уделяю больше времени формулированию гипотез, что важно для понимания происходящих в мире изменений.
В чём опасность?
Чтобы поделиться с детьми своим увлечением, нужно соблюдать баланс. Если настаивать на «идеальных» знаниях по предмету и перегружать ребят задачами, можно получить репутацию «злого гения». Об таких педагогах рассказывают анекдоты, а старшеклассники ими пугают младших.
-
Повторение родительского сценария
В семьях с педагогами дети принимают участие в работе, а вечерние беседы часто напоминают педагогические советы. Дети учителей прекрасно знают, что профессия педагога – это много тетрадей, ненормированный рабочий день и большое количество бумажной работы. Поэтому на вопрос «Кем ты хочешь стать?» они либо отвечают «Только не учителем!», либо с радостью сообщают о желании следовать примеру родителей.
В педагогических династиях преданность учительскому долгу передаётся из поколения в поколение с пониманием всех трудностей.
В школе трудилась моя мама, сначала учителем биологии, потом директором. Дядя преподавал физкультуру, а тетя – русский язык. С детства мне нравилось «учить» младших девочек из соседнего дома. После девятого класса пошла в педагогическое училище, которое окончили мама и дядя. И вот уже с 2004 года я учительница: работаю по настоящее время и профессией довольна, – делится Ирина Новоселова, учитель немецкого языка из пгт Свеча Кировской области.
- «Ген учителя»: истории потомственных педагогов
-
Случайность
Существуют педагоги, чьи пути к профессии сложились не по плану.
Виталий Пислегин, педагог по истории и обществознанию из села Постол в Удмуртской республике:
Хотел поступать в военное училище, но не прошел медкомиссию по зрению. Выбрал педучилище наугад, пришлось заниматься с младшими школьниками. Учительство понравилось, но понял, что интереснее работать с детьми постарше: закончил университет и стал преподавать историю. Нравится, когда ученики задают вопросы, интересуются историей нашей страны, анализируют и размышляют. Даже если сделали ошибку, разбираем на уроке – важно узнать, почему ученик думает именно так.
Эти педагоги выбирают профессию осмотрительно, не будучи лишены реалистичного подхода и сохраняя возможность ухода. Работая «здесь и сейчас», при настоящем интересе остаются в школе продолжительное время, с увлечением погружаясь в школьную среду.