Фото: img.freepik.com


Изображения: Unsplash. Рисунок: Юлия Замжицкая.

Психолог Елизавета Филоненко на примере сказки Павла Бажова демонстрирует соотношение эмоционального и рационального в психике человека, а также необходимый баланс для полноценной и счастливой жизни.

Краткое содержание

Произведение повествует о двух героях: Деде Кокованье и шестнадцатилетней девочке-сиротке Даре́нке, которого взяла под своё покровительство.

В течение дня дед трудился, а девочка занималась домашними делами. Вечером все вместе собирались, и Кокованя читал сказки. Однажды он рассказал Даренке о волшебном козле из леса, которого зовут Серебряное копытце.

В один из дней Кокованя решил отправиться в лес на охоту за козлами. Даренка уговаривала пойти с ним, и он согласился взять её вместе с кошкой. Девчонке очень хотелось встретить волшебного козлика.

В лесу поселились в охотничьем домике и в один из дней, когда Кокованя уехал в деревню, девочке случайно посчастливилось увидеть волшебного козлика рядом с домом. Когда Даренка хотела подойти поближе, козлик прыгнул на крышу и стал выбивать из-под копытца драгоценные камни. В этот момент вернулся дед Кокованя. Не долго думая, он насобирал полную шапку камней. После этого стали жить в достатке. Вот только кошка после встречи с волшебным козликом куда-то исчезла.

Комментарий психолога

Персонажи сказки представляют собой два аспекта человеческого разума: логический и эмоциональный.

Старик — это накопленный опыт, разумный подход. Вместе с тем, представляет собой приземленность, шаблонность мышления. Девочка — непосредственность, смелость, интуиция. Но и уязвимость, невинность.

В начале сказки старик и девочка разлучены и из-за этого слабы. Кокованя мучается от одиночества и пустоты. Такое состояние часто возникает у тех, кто руководствуется исключительно разумом, но не умеет соединять его с эмоциями и интуицией. У таких людей сильный ум, но мало энергии, им сложно получать радость от жизни. Девочка беззащитна и потеряна: в ней есть природная сила, но она не приспособлена к миру. Такое состояние разума, лишенного рациональных основ. У таких людей хорошо развита интуиция, они эмоциональны, склонны к мистике, непрактичны.

Без интуиции человек лишается спонтанности, энергии и драйва.

Без рассудительности и дисциплины невозможна безопасность и разумный прогресс. Старику и девочке придется соединить усилия.

В поисках богатства герои отправляются в лес. Их путь — испытание, подобное тем, что встречаются в сказках. Оно начинается с отказа от обыденности и вывода из зоны комфорта. В результате предстоит личная трансформация.

У каждого героя счастье наступает при разлуке, когда в их отношениях проявляется всего лишь одна характеристика.

Чтобы девочка-интуиция увидела чудо — поняла путь к благополучию, старик-разум временно исчезает из поля зрения. Уходит в лес и долго не возвращается. Так и в реальной жизни вдохновение связано с частичным отключением привычного мышления, знаний «как надо».

Образ девочки в сказке усиливается благодаря кошке. Животные в искусстве символизируют связь с миром природы, силой, выживанием и мудростью. Кошка — таинственное, независимое животное, подходящее на роль проводника. Она спасает девочку от одиночества, защищает её и царапает обидчиков. Мурлыча «правильно», кошка направляет Даренку, помогая ей чувствовать себя увереннее. Связь с природным началом всегда укрепляет человека.

Девочка внезапно видит чудесного козлика, извлекающего драгоценные камни своим копытом. Он олицетворяет благополучие, как материальное, так и творческое. Замечательно, что первым козлик явился именно девочке, а не старику. Разум всегда осознает, что где-то существует счастье, но не способен его обрести без силы природы, интуиции.

Олень медленно подходит к девочке, всё больше становясь видимым. Даренка действует очень осторожно, не пугая его, проявляя терпение. К шагу олень приближается, и девочка видит его во всей красе у своей избушки, выбивающего копытом драгоценные камни.

В сказке снова встречается дед как разумное начало. Цель достигнута, нужно объединение всех частей личности для использования результатов. Девочка бы и так стояла, поражённая красотой камней, а рациональный дед не дрогнул и сложил их в шапку.

Девочка действует на интуицию, проявляя осторожность. Старик ошеломлен неожиданным везением, а Даренка советует ему: успокойся, лучше завтра днем еще раз полюбуемся этой красотой, не разрушай ее.

В интуитивном сознании человека заложено много сдержанности: мы кожей чувствуем границы, где надо остановиться, остеречься чего-то. Однако разучились доверять себе, позволяем разным веяниям настраивать наш разум и забывать природное начало.

Девочка сохранила сдержанность, поэтому дедушка преподнес ей только одну шапку из драгоценностей. Такой мотив часто встречается в сказках – не брать больше необходимого. В наше время обширных кредитных предложений и переизбытка информации это особенно важно.

Героям хватило сокровищ, собранных в лесу, а в лесу все ещё можно было найти разноцветные камни.

5 советов как развивать интуицию

Дарить себе новые впечатления

В сказках Кокованя расширяет кругозор Даренки. Интуиция же строится на впечатлениях — чувственном, эмоциональном опыте, а не структурированных знаниях из обучения. Поэтому важна эмоциональная развитость, а постоянное образование может быть не всегда полезным для интуиции.

Детям, обученным слишком рано, не хватает эмоционального опыта.

Беречь нежный мир души.

Девочка с кошкой окрепли именно под влиянием заботы деда. Разум должен позаботиться о пище для души, о том, чтобы эмоциональное начало питалось чем-то хорошим: музыкой, искусством, качественной литературой, уединением.

Не бояться быть НЕрациональным

Развивать интуицию можно разными способами. Девочка увидела чудо именно в одиночестве, пройдя испытание страхом и тревогой неизвестности. Доверяя новому, пугающему, люди часто достигают нового уровня понимания и интуиции.

Быть смелым

Сказка начинается с того, что старик принимает сироту, хотя она ему слабый помощник, и он изначально хотел усыновить мальчика. Но совершает смелый поступок. Девочка тоже идет в лес, несмотря на то, что там ей нечего делать. Идет за мечтой.

Общаться с природой

Человек входит в состав природы. Частые встречи с ней укрепляют нашу психологическую стабильность и интуицию. Взаимодействие с природой возможно даже в глубинах собственного сознания. Заботиться о здоровье способно помочь в этом.

Больше разборов можно найти в telegram-канале Елизаветы Филоненко.


  • Пять мультфильмов о бережном отношении к природе от русских создателей. ;
  • Борьба с собой и подростковый самовред ;
  • Родители дошкольников интересуются: как помочь ребенку адаптироваться в детском саду, справиться с конфликтами и поведением? Психолог делится советами. .