Фото: img.freepik.com

Изображение: Pixabay. Рисунок: Юлия Замжицкая.


Пятилетнюю историю выпуска школьной газеты разделил учитель русского языка и литературы Артем Гусев с учениками. Вернувшись в Первую школу Гусь-Хрустального, которую окончил сам, он стал педагогом на втором курсе университета. Сначала газета была студенческой затеей филолога, но быстро стало ясно, что это серьезное и долгое дело. Артем рассказывает о построении образовательной программы и обучении детей современной журналистике.

Плюсы школьной газеты:

Формирование школьного сообщества и создание команды — результат вашего участия.

Позволяет детям развивать такие навыки, как написание текстов, умение анализировать увиденное, правильное письмо, навык ораторского искусства и умение общаться с другими людьми, при условии продуманного учебного процесса.

Это платформа для обсуждения мнений и взглядов. Учителя узнают, что интересует учеников, а ученики понимают, чего хотят преподаватели, если оба участвуют в диалоге.

Популярность конвергентных редакций, создающих контент для различных платформ, растет во всем мире. Один сотрудник в таких редакциях выполняет разные задачи: пишет тексты, редактирует, снимает видео, фотографирует и так далее. При запуске образовательной программы необходимо решить: будет ли разделение детей на отделы по конкретным видам работы или все члены школьного медиацентра получат обучение во всех направлениях. В начале своей работы я пытался строить единый образовательный процесс для всех, чтобы каждый имел представление о медиаиндустрии, а потом разделил детей на команды с учетом их специализаций.

Главное: много теории не надо! Важна практика. Все самое важное из теории дадим перед новым заданием. Завтра интервью — сегодня быстро осваиваем формат, смотрим хорошие примеры, пишем вопросы и в поле.

1. Основы журналистики

Базовый курс для всех сотрудников медиацентра. В ходе курса расскажите о ролях в редакции и сформируйте команду, где каждый ребенок имеет свой функционал и зону ответственности. Также познакомьте детей с системой журналистских жанров и особенностями построения текста для каждого жанра.

2. Текст

Основой газеты являются тексты, поэтому важно обучать детей грамотному письму. В рамках курса русского языка и литературы учащиеся пишут сочинения, знакомятся со стилями речи и типами текста, но подобное творчество часто отклоняется от канонов информационных текстов, преобладающих в журналистике. По этой причине необходима отдельная программа обучения. В качестве опорных пособий предлагаю книги «Пиши, сокращай» М. Ильяхова, «Слово живое и мертвое» Н. Галь, «Как писать хорошо» У. Зинсера. уверен, что каждый может научиться создавать текст по заданному канону – это вопрос времени и тренировки.

3. Редактирование и корректура

Написание текстов сопровождается редактированием. Автору сложно оценить свой текст с точки зрения стороннего наблюдателя, поэтому эту роль выполняет редактор.
Его может исполнять учитель или грамотный ученик старших классов, хорошо усвоивший базовый курс русского языка. Редактору предстоит следить за темой текста, логикой повествования и композицией, исправлять мелкие орфографические и пунктуационные ошибки, а при необходимости частично или полностью переписывать текст журналиста.

4. Дизайн

Одна из иллюстраций в нашей газете

Изображение играет важную роль: может быть не только дополнением к тексту, привлекая внимание, но и самостоятельным материалом. Можно сотрудничать с учителем ИЗО, поручив ему создание иллюстраций, или сформировать внутри штаба журналистов арт-отдел, занимающийся визуальной составляющей. Специалисты должны изучать основы колористики, работать в разных стилях, умело сочетать текст и картинку, создавать иллюстрации, отражающие содержание текста и привлекающие читателя.

5. Верстка и типографика ​

Редакция публикует креативный контент о педагогах.

Для объединения разнопланового контента в газету требуется верстальщик. Задействуя внешнего дизайнера, передавая ему на аутсорс такую крупную часть работы, вы упростите себе задачу и сэкономите время. Также можно найти человека, обучившего этому детей, или ребенка, владеющего графическими редакторами и программами. Эта сложная и затратная задача, поэтому ваш верстальщик вряд ли сможет участвовать в остальном процессе подготовки материалов.

Я до сих пор сам верстаю газету, потратив на это ещё около десяти часов в неделю. Только сейчас, через пять лет работы, у меня появилась ученица Настя из шестого класса, которая пожелала освоить верстку и скоро, кажется, сможет выполнять эту работу без моей помощи.

Работа дизайнера креативная, но включает множество технических деталей: владение программами, компьютерная грамотность, а также наличие надлежащего оснащения компьютеров – школьных или личных. Разметку можно выполнить в профессиональной программе Adobe InDesign или при помощи более простых и доступных аналогов, например, Canva.

Не беспокойтесь, если кажется, что обеспечить полную подготовку не удастся, подумайте, как заполнить пробелы. Это могут быть онлайн-курсы, привлечение других учителей из вашей или других школ города. Возможно, вы с командой сможете выпускать качественную газету и без части образовательной программы. Журналистика — прикладная профессия, поэтому успех достигается пробным и ошибочным методом.

Артём Владимирович Гусев работает учителем русского языка и литературы в Хорошколе, а также преподаёт в школе города Гусь-Хрустальный по программе дополнительного образования.