
Фотографии: Unsplash
Некоторые педагоги любят работать с детьми и вести уроки всю жизнь, а другие стремятся к большему. Для тех, кто строит карьеру в образовании, директор школы кажется особенно привлекательной должностью. Педсовет выяснил необходимые качества и компетенции для руководителя и начал обсуждение становления будущего директора.
Отбор и аттестация
Чтобы стать директором школы, нужно…
- высшее образование,
- стаж работы по профессии более 5 лет,
- Обучение по менеджменту экономики, государственному и муниципальному управлению.
Без разницы, что именно преподаёт педагог: математику, биологию или физкультуру, главное — выполнить все условия.
Отдел образования предлагает претендентов на должность руководителя школы. Участники конкурса проходят аттестацию. Ее порядок различается в Москве и регионах.
В региональной школе кандидат готовит:
- портфолио с профессиональными достижениями,
- Награды за участие в педагоговских конкурсах и конференциях.
- Документы о завершении курсов повышения квалификации.
- благодарственные и рекомендательные письма.
В городе конкурсные испытания проводятся дистанционно. За справками и документами в инстанции идти не требуется. С 2020 года новшества поэтапно принимают регионы.
Кандидатуры на должность директора школы рассматривают в два этапа: тестирование и личное интервью.
-
Тестирование.
Тест состоит из сорока вопросов, отвечая на которые у участникам есть час. Каждое задание представляет собой описание ситуации, которая может возникнуть в учебном заведении. Все вопросы разделены на пять тематических групп.
- управление кадрами,
- управление ресурсами,
- управление процессами,
- управление результатами,
- управление информацией.
Для каждого вопроса предложено от двух до девяти ответов. Успешно сдающий тест кандидат должен обладать знаниями законодательства в области образования, государственных закупок и трудового права.
Для подготовки можно воспользоваться тестовым заданием. сайте В Московском институте открытого образования находятся теоретические материалы и нормативные документы, регламентирующие аттестацию.
Тестирование состоит из двух попыток. Результат засчитывают при наличии не менее 28 верных ответов.
-
Очное собеседование.
После положительного завершения первого этапа претендента приглашают на собеседование. В составе аттестационной комиссии:
- директора образовательных учреждений,
- представители профсоюзов и общественных организаций.
После интервью проводится закрытое электронное голосование. Кандидат аттестуется успешно, если более половины членов комиссии высказались в его поддержку.
Подать заявку на аттестацию могут кандидаты из любых российских регионов. Таким образом, любой желающий может стать руководителем любого образовательного учреждения. Для директоров школ создан кадровый резерв федерального уровня, куда заносятся результаты пройденных аттестаций.
Личные качества
Руководство школой – задача не для каждого. Ольгу Чельцову Преемника предыдущему директору в отставке коллектив учителей единогласно назначил.
По инициативе Педсовета Ольга перечисляет существенные профессиональные и личные характеристики хорошего руководителя школы.
-
Думание на стратегическом уровне и готовность нести ответственность.
Для принятия решений нужно смелость и ответственность. Однако необходима также осторожность и взвешенность каждого шага, без поспешности. При решении вопросов, затрагивающих интересы многих людей, я всегда стараюсь не действовать в одиночку. Важен многогранный взгляд на проблему. Поэтому важно иметь команду, где каждый чувствует себя равноправным.
-
Коммуникабельность и знания психологии.
Директор непременно обязан обладать способностями хорошего психолога, медиатора и мастера коммуникации, поскольку подавляющее число проблем разрешаются благодаря такому сочетанию качеств.
-
Неравнодушие к детям.
Дети отлично распознают искренность взрослых и всегда понимают фальшь. Заинтересованность каждым ребенком, желание выслушать, помочь, поддержать — вот наш главный принцип. Иногда замечаешь: учитель грамотный, предмет знает хорошо, но ничего у него не получается, потому что к этому не добавляется участия к детям. Безразличие к детским проблемам — самое неправильное в школе. Вот почему негативно отношусь к идее создавать огромные школы, где ребенка не видно.
-
Уважительное и бережное отношение к людям.
Человеческий ресурс самый ценный в образовании. Хороший педагог — сложная, многогранная личность. Управлять коллективом из таких людей особенно сложно. Необходимо увидеть сильные стороны каждого и поддержать их. Преподавателю важно чувствовать свою значимость, самоценность. Школа, где не уважают учителей, не сможет воспитать успешных личностей.
-
Увлеченность.
Руководителем быть – не просто занимать пост, а вести определенный образ жизни. Работа непрестанна, ни днем, ни ночью, поэтому для нее нужен человек с большой страстью к профессии, иначе она станет чрезмерной нагрузкой. Важно иметь поддержку семьи. Старшая дочь несколько недель проработала помощником секретаря школы и увидела сложности наших каждодневных задач – сразу почувствовалось, как изменилось ее отношение ко мне: появилось уважение и забота! Моей семье повезло, она неразрывно связана со школой, все прямо причастны к педагогике, это очень помогает.