Фото: img.freepik.com


Фотографии: Depositphotos. Иллюстрации: Юлия Замжицкая.

В России обучается более миллиона учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Многие из них посещают общеобразовательные учреждения. Это повышает инклюзивность системы образования, что положительно сказывается на развитии общества. Однако, многие школы к этому не готовы и возлагают ответственность на учителей, у которых может отсутствовать опыт работы с детьми с ОВЗ. Как правильно организовать сопровождение учеников с ограниченными возможностями здоровья в такой ситуации, рассказывает поведенческий аналитик, научный сотрудник центра нейрокогнитивных исследований «МЭГ-центр» при МГППУ, co-founder образовательной платформы для детей ISmart Дзерасса Гояева.

Нормативы и реальность

Закон об образовании России гарантирует детям с особенностями развития право учиться в обычных школах. 273-ФЗУчебное заведение должно предоставить ребёнку особые условия, указанные заключением медико-социальной экспертной комиссии (ЦПМПК), которое совместно с остальными бумагами предъявляют родители при поступлении в школу.

Под специальными образовательными условиями подразумевается:

  • Взаимодействие с специалистами: психологом, логопедом и дефектологом.

  • Обучение проводится по учебному плану, модифицированному для конкретного ребенка (вид плана указывается в заключении ЦПМПК).

Педагог в действительности оказывается одинок перед классом, где число учеников часто превышает СанПиН-норматив, и к тому же присутствует ученик с особыми образовательными потребностями. В такой ситуации учитель будто бы должен проводить два урока одновременно: один для обычных учеников, другой — для ученика с ОВЗ. Конечно, это физически нереализуемо.

Часто у учителей недостаточно знаний для работы с этими детьми. Обычный преподаватель может не знать особенностей обучения ребенка с аутизмом или с задержкой психического развития.

Адаптированные программы также требуют внимания к особенностям каждого учащегося с ОВЗ. Для каждой группы установлены собственные образовательные стандарты и программы обучения. Однако учителю бывает сложно в реальном времени изучить особенности ученика и его программы, а тем более интегрировать их в существующие схемы обучения. Иногда учитель не знает, где найти информацию по данной теме.

Дефектолог, логопед или психолог, по решению комиссии, занимаются с ребёнком, но в школе их часто нет. В такой ситуации страдают не только ребёнок, но и учитель, которому не с кем посоветоваться.

Как помочь учителю

Школа должна обеспечить сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья таким образом, чтобы обязанности не возлагались исключительно на одного участника образовательного процесса.

  1. Повышать квалификацию педагогов.

Часто педагоги не имеют специальных навыков для работы с детьми с особыми потребностями. Лучше всего, если в класс приходит ученик с ОВЗ, администрация направит учителя на курс повышения квалификации. Его можно пройти в регионе, например, в институте развития образования, или найти подходящий вариант онлайн.

Часто педагогу сообщают об ученике с ОВЗ в классе уже перед началом учебного года. Обеспечить ему образовательный процесс необходимо сразу же, а не после прохождения курсов. Представлен список полезных ресурсов, которые помогут самостоятельно разобраться с этой темой.

  • Реестр основных общеобразовательных программ
  • Учебные и методические материалы ФРЦ.
  • Сайт Федерального ресурсного центра по развитию системы сопровождения детей с интеллектуальными и тяжелыми/множественными нарушениями развития.
  • Портал «Особое детство»
  • Ассоциация родителей детей с дислексией

Кроме того, потребуются обучающие, скрининговые и коррекционные инструменты, которые педагог сможет освоить и применять в работе достаточно быстро. ISMARTПлатформа, предлагающая практичные цифровые тренировки для учащихся с особенностями развития.

  1. Работать со специалистами.

Инклюзия предполагает увеличение штата: дефектолог, логопед, психолог, тьютор и др. Без таких специалистов в школе можно использовать сетевые формы реализации образовательных программ. Школа заключает договор с другими организациями, получая методическую поддержку необходимых специалистов.

  1. Поддерживать педагогический коллектив.

Педагогам нужно постоянное методическое сопровождение во время учебного года.
Можно сформировать группу учителей разных дисциплин, отслеживающих и вносящие изменения в путь обучения ребят с особенностями развития.

  1. Работать с родителями.

Учителя и родители часто разделяют разные мнения о ребенке с ограниченными возможностями здоровья, поэтому необходим конструктивный диалог. Педагогу важно продемонстрировать родителям прогресс в обучении ребенка и предлагать практические решения для преодоления возникающих сложностей.