
Фотографии: Depositphotos. Иллюстрации: Юлия Замжицкая.
В России обучается более миллиона учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Многие из них посещают общеобразовательные учреждения. Это повышает инклюзивность системы образования, что положительно сказывается на развитии общества. Однако, многие школы к этому не готовы и возлагают ответственность на учителей, у которых может отсутствовать опыт работы с детьми с ОВЗ. Как правильно организовать сопровождение учеников с ограниченными возможностями здоровья в такой ситуации, рассказывает поведенческий аналитик, научный сотрудник центра нейрокогнитивных исследований «МЭГ-центр» при МГППУ, co-founder образовательной платформы для детей ISmart Дзерасса Гояева.
Нормативы и реальность
Закон об образовании России гарантирует детям с особенностями развития право учиться в обычных школах. 273-ФЗУчебное заведение должно предоставить ребёнку особые условия, указанные заключением медико-социальной экспертной комиссии (ЦПМПК), которое совместно с остальными бумагами предъявляют родители при поступлении в школу.
Под специальными образовательными условиями подразумевается:
-
Взаимодействие с специалистами: психологом, логопедом и дефектологом.
-
Обучение проводится по учебному плану, модифицированному для конкретного ребенка (вид плана указывается в заключении ЦПМПК).
Педагог в действительности оказывается одинок перед классом, где число учеников часто превышает СанПиН-норматив, и к тому же присутствует ученик с особыми образовательными потребностями. В такой ситуации учитель будто бы должен проводить два урока одновременно: один для обычных учеников, другой — для ученика с ОВЗ. Конечно, это физически нереализуемо.
Часто у учителей недостаточно знаний для работы с этими детьми. Обычный преподаватель может не знать особенностей обучения ребенка с аутизмом или с задержкой психического развития.
Адаптированные программы также требуют внимания к особенностям каждого учащегося с ОВЗ. Для каждой группы установлены собственные образовательные стандарты и программы обучения. Однако учителю бывает сложно в реальном времени изучить особенности ученика и его программы, а тем более интегрировать их в существующие схемы обучения. Иногда учитель не знает, где найти информацию по данной теме.
Дефектолог, логопед или психолог, по решению комиссии, занимаются с ребёнком, но в школе их часто нет. В такой ситуации страдают не только ребёнок, но и учитель, которому не с кем посоветоваться.
Как помочь учителю
Школа должна обеспечить сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья таким образом, чтобы обязанности не возлагались исключительно на одного участника образовательного процесса.
-
Повышать квалификацию педагогов.
Часто педагоги не имеют специальных навыков для работы с детьми с особыми потребностями. Лучше всего, если в класс приходит ученик с ОВЗ, администрация направит учителя на курс повышения квалификации. Его можно пройти в регионе, например, в институте развития образования, или найти подходящий вариант онлайн.
Часто педагогу сообщают об ученике с ОВЗ в классе уже перед началом учебного года. Обеспечить ему образовательный процесс необходимо сразу же, а не после прохождения курсов. Представлен список полезных ресурсов, которые помогут самостоятельно разобраться с этой темой.
- Реестр основных общеобразовательных программ
- Учебные и методические материалы ФРЦ.
- Сайт Федерального ресурсного центра по развитию системы сопровождения детей с интеллектуальными и тяжелыми/множественными нарушениями развития.
- Портал «Особое детство»
- Ассоциация родителей детей с дислексией
Кроме того, потребуются обучающие, скрининговые и коррекционные инструменты, которые педагог сможет освоить и применять в работе достаточно быстро. ISMARTПлатформа, предлагающая практичные цифровые тренировки для учащихся с особенностями развития.
-
Работать со специалистами.
Инклюзия предполагает увеличение штата: дефектолог, логопед, психолог, тьютор и др. Без таких специалистов в школе можно использовать сетевые формы реализации образовательных программ. Школа заключает договор с другими организациями, получая методическую поддержку необходимых специалистов.
-
Поддерживать педагогический коллектив.
Педагогам нужно постоянное методическое сопровождение во время учебного года.
Можно сформировать группу учителей разных дисциплин, отслеживающих и вносящие изменения в путь обучения ребят с особенностями развития.
-
Работать с родителями.
Учителя и родители часто разделяют разные мнения о ребенке с ограниченными возможностями здоровья, поэтому необходим конструктивный диалог. Педагогу важно продемонстрировать родителям прогресс в обучении ребенка и предлагать практические решения для преодоления возникающих сложностей.