Фото: img.freepik.com

Фотография: Pixabay/Unsplash. Рисунок: Юлия Замжицкая.

Проблемы с речью у ребенка часто указывают на системное нарушение, которое влияет на учебу: чтение, письмо и даже счёт. Педагоги считают, что коррекция таких проблем — задача родителей. Но не все семьи берут это под свой контроль. Детский психолог Алена Чепуркова рассказывает о ситуациях, когда учителю следует обратить внимание на речь ребенка и обратиться к логопеду за помощью.

1. Проблемы с лексикой и грамматикой

Преподаватель обычно первым из всех обращает внимание на ряд признаков.

  • у ребенка маленький словарный запас;
  • он не владеет навыками словообразования и словоизменения;
  • не умеет сочетать слова в предложении.

Младшекласснику трудно учиться и взаимодействовать с миром.

Такому ребёнку трудно отвечать на вопросы учителя, понимать прочитанное в учебнике, воспринимать информацию устно и письменно. В дальнейшем возникнут трудности при написании сочинений, придумывании рассказов по картинке, конструировании сложных предложений. Часто развивается аграмматическая дисграфия — неправильное написание окончаний, предлогов, неверное согласование и путаный порядок слов.

Родители, логопед и учитель могут работать над этой проблемой.

  • Предложите детям сочинить истории по иллюстрациям, изображающим последовательность событий.
  • Читайте сказки и попросите ребенка пересказать, играйте с ним по ролям.
  • Развивать навыки диалоговой речи можно через сюжетно-ролевые игры.
  • Участвовать в играх с образованием слов: такие как «Где чье гнездо?» (кошачье, щенячье) , «Как зовут малышей животных».
  • Упражняйся в умении излагать свои мысли: прочитал — сразу рассказывай о том, что понял.
  • Тренировать навык ответа на вопросы, начиная с описания действий (что делает мальчик?), далее предлагая варианты ответов (мальчик играет или читает?) и, наконец, давая возможность самостоятельно формулировать ответ.
  • Взрослые должны уметь говорить правильно, красочно и подробно.

2. Пропуск или искажение звуков в словах

Дети часто неправильно произносят свистящие, шипящие и сонорные звуки из-за сложности их артикуляции. Такая ситуация может свидетельствовать о фонетическом недоразвитии речи, если слух и речевой аппарат ребенка функционируют нормально.

Из-за влияния на учебу это одно из самых простых нарушений, которое быстро исправляет логопед. Впрочем, учителю все равно следует обращать на него внимание: без решения проблемы ребенок будет допускать систематические ошибки при чтении и письме.

Исправление звукопроизношения — задача логопеда. Учитель и родители могут помочь поставить звук быстрее. Например, в классе можно играть в логоритмические игры, делать веселую артикуляционную гимнастику, следить за чистотой речи ребенка. В целом ученику стоит позволить больше двигаться — прыгать, играть с мячом, ползать, разминаться на физкультминутках.

3. Неправильное восприятие звуков

Фонетико-фонематическое нарушение речи непросто заметить сразу. Ребенок при этом нормально развивается интеллектуально и физиологически слышит. Однако в голове происходят преобразования: услышанные звуки становятся другими. В итоге школьник искажает, заменяет звуки, путает местами слоги.

У таких детей отклонений в устной речи не всегда заметно, выражаются они преимущественно на письме: например, ребёнок пишет «бабка» вместо «папка», путает твердые и мягкие согласные — не ставит мягкий знак там, где нужно, или смягчает твердую согласную («лубит» вместо «любит») и т. д.

Если учителя не замечают трудностей с речью, списывают ошибки на невнимательность ученика. Без внимания к проблеме к третьему-четвертому классу у ребенка возникнут серьезные сложности: путание гласных и согласных, глухих и звонких звуков, непонимание различия между буквами и звуками.

Педагогу нужно рассказать родителям о возможной проблеме и посоветовать обратиться к логопеду или нейропсихологу. В дополнение, родители могут играть с ребенком в игры типа «послушай и угадай звук» (включая звуки на телефоне или слушая на улице), игры с колокольчиками («угадай, где звенит»), хлопать по команде при появлении заданного звука и т. п. Важно также развивать пространственные представления ребенка через игры.

4. Неправильное написание букв

На первый взгляд, эта проблема не связана с речевыми нарушениями. У ребенка все в порядке с произношением, словарным запасом, грамматическим строем. Просто почему-то ему трудно писать: заменяет буквы — «т» на «ш», «д» на «б», «л» на «м». Или просто пишет их неправильно: зеркально отражает «я» и «р» или выводит у «ш» десять ножек вместо трех.

Преподаватель может предположить, что ребёнок совершает такие действия из-за невнимательности или даже преднамеренно. Но это проявления оптической дисграфии — расстройства зрительного восприятия, при котором у ребёнка возникают трудности именно с визуальным образом букв. Многие кажутся ему похожими, он не до конца осознаёт, как их изобразить. Такие проблемы обычно обостряются при переходе на безотрывное письмо, так как ребёнку совсем не остаётся времени остановиться и обдумать, как нарисовать отдельную букву. Естественно, что это сильно скажется на учебе во всех предметах.

В случае обнаружения подобных ошибок в письменной работе у ребёнка педагогу следует проконсультироваться с логопедом или нейропсихологом. Часто специалисту достаточно осмотреть тетрадь ребёнка, чтобы выявить признаки оптической дисграфии.

посоветовать, как ее скорректировать.

5. Заикание

Эта проблема нуждается в активном участии учителя, который должен учитывать особенности логоневрозов и не повышать уровень стресса у ученика.

  • Устные ответы (чтение, ответы у доски, доклады) для ребенка с заиканием представляют огромную сложность. Часто все известно и может быть рассказано дома. Но при необходимости продемонстрировать знания на уроке наступает ступор, а учитель считает, что материал не усвоен или ребенок демонстрирует непослушание.
  • У ребенка с заиканием знания лучше демонстрировать на контрольной работе, чем объяснять во время очной беседы, особенно если происходит волнение. Внимательный педагог не допустит такого положения дел.
  • Дети с заиканием обычно склонны к тревоге и повышенной чувствительности. У них множество страхов в социальном плане, затруднена обстановка общения, и часто им становится жертвой насмешек.
  • Стресс препятствует ребенку учиться с удовольствием и мотивирует его меньше.

Что делать учителю:

Ребёнку рекомендуется обращение к специалисту — логопеду-заикологу, так как заикание поддаётся коррекции.

Сократите число устных ответов ребенка. Если он не желает отвечать, не раздражайтесь и не критикуйте его, предоставьте ему возможность показать свои знания другими способами.

— не договаривать за ребенка, не торопить его.

Не проверяйте технику чтения. Это бесполезно, ребёнок испытать стресс и будет чувствовать себя неудачником.

Не выделяйте особенности ребёнка и не подчеркивайте его отличие от других.

Обеспечить учащемуся с заиканием обстановку, где его не будут исключать из коллектива.

Многие аспекты зависят от родителей. Если родителям известно о наличии логопроблем у ребенка до поступления в школу, необходимо обсудить это с учителем, выяснить влияние на учебу и продолжить работу логопеда. В случае неизвестности о проблеме инициатива остается за учителем: ему нужно как можно скорее обратиться к логопеду/нейропсихологу.


Материалы по теме:

  • 5 незаметных признаков речевых нарушений у ребёнка.