Фото: img.freepik.com

Изображения: Pexels. Рисунок: Юлия Замжицкая.

Родители чаще всего обращаются к логопеду для постановки звука «р» у ребенка. Заметный этот дефект речи, родители часто не замечают других проблем, способных в будущем причинить немало хлопот. Mylogoped Эльвира Торба и Элина Кучукова рассказывают об особенностях поведения ребенка, свидетельствующих о необходимости обращения к логопеду.

1. Не может задуть свечку на торте

К двум годам ребенок должен научиться дышать: сначала через нос, а затем через рот. Однако примерно каждый второй малыш, обращающийся к логопеду, испытывает трудности с этим естественным процессом. Родители часто замечают это, но не обращают внимания.

Неправильное дыхание во время речи затрудняет ребенку формирование речи, даже при отсутствии других проблем. Это препятствует постановке многих звуков («р», «с», «ш», «л» и других); возникает ощущение «каши во рту»; ребенок «проглатывает» звуки, говорит непонятно, без остановок, знаков препинания. Произносить длинные слова и фразы ему сложно (не хватает воздуха). В тяжелых случаях это может вызвать заикание.

Правильное дыхание — основа красивой и ясной речи. Если вовремя научить ребенка правильно дышать, то удастся предотвратить множество логопедических проблем.

2. Избегает твердой пищи

Дети — настоящие привередливые гурманы, и понять причину отказа маленького гурмана от пищи не всегда просто. Но есть сигналы, на которые следует обратить внимание.

  • Ребенок отказывается от мяса, хлебных крошек, яблок, моркови и любой пищи, требующей тщательного жевания.
  • По жеванию малыш придерживает еду за щекой до тех пор, пока взрослые не обратят на это внимание.

Часто это указывает на дизартрию — заболевание, вызывающее невнятную речь. О выраженной форме этого нарушения трудно не заметить, а вот о стертой — запросто. При дизартрии ребёнку сложно управлять органами артикуляционного аппарата, жевать, полоскать рот. Часто родители, идя на уступки, дают таким детям мягкую пищу, и в итоге ещё больше способствуют задержке развития речевого аппарата.

При стертой форме дизартрии часто встречаются трудности с мелкой моторикой: ребёнку сложно застегивать пуговицы, завязывать шнурки, закатывать рукава. Наличие этих симптомов — серьёзный повод обратиться к специалисту незамедлительно.

3. Постоянно гнусавит

Многие родители считают нормой, когда ребенок немного простужен. Это просто легкое недомогание, от которого его голос становится немного хриплым. Но если эти симптомы не проходят более полутора-двух недель (а особенно если малыш болеет месяцами), это повод обратиться к врачу.

Начнём с посещения лора: подобные проявления могут указывать на полипы, аденоиды или инфекцию. Причиной может стать также ринолалия – анатомическое отклонение в речевом аппарате.
Важно понимать, что даже после устранения причины гнусавости частота её присутствия сохраняется. Всё просто: ребёнок привыкает говорить таким образом. Со временем эта привычка укореняется всё сильнее. Обращение к логопеду как можно раньше поможет скорректировать речь за меньшее время.

4. Произносит горловое «р»

К пяти или пяти с половиной годам ребенок должен произносить звук «р» правильно. Если это не так, обратитесь к логопеду для постановки звука.

Часто родители не обращают на это внимания, если звук появился, хоть и произносит его ребёнок не совсем верно. Горловой «р» — вид картавости: ребёнок сильно напрягает корень языка, получая звук, подобный французскому грассированному r. Неправильное произношение укореняется просьбами родителей «порычать»: именно при таком «рычании» ребёнок запоминает ощущение напряжения в основании языка.

Картавость затрудняет различие между мягким и твердым «р».

Во-вторых, картавость может оказывать неожиданное влияние на жизнь даже взрослых людей.

Эльвира Торба, логопед:

Во время моей работы мне довелось встретиться с восемнадцатилетним юношей, желавшим поступить в престижное военное подразделение. Однако его зачислить отказались из-за дефекта речи — пропихивание „р“. У нас было два месяца, чтобы решить эту проблему (по итогу всё удалось).

Необходимо учитывать, что многие профессии требуют ясной и отчетливой речи. Из-за трудностей с речью невозможно продвинуться по карьерной лестнице, если эти трудности могли быть исправлены в раннем возрасте.

5. «Балуется»

Порой ребёнок кажется разговаривающим без проблем, но при этом язык располагает между зубами или отклоняется в сторону во время произношения звуков. Часто родители не замечают этого и на вопрос специалиста по этому поводу отвечают: «Это он просто забавляется».

Это «баловство» может привести к неприятным последствиям. Язык не принимает правильную артикуляционную позу, что становится привычкой. В результате возникают проблемы с многими звуками. Позже это приводит к неясной речи и неправильному произношению. В школе навык неправильного произношения отразится на письме: говорим «б» — пишем «п», говорим «д» — пишем «т» и так далее.

Обращайте внимание на мельчайшие однообразные движения глазами или губами, напоминающие тики.
Это тоже может свидетельствовать о необходимости коррекции, возможном потребності помощи как логопеда, так и невролога или лора.


Материалы по теме:

  • Логопедическая помощь онлайн: всё о занятиях удаленно.
  • Список дел для родителей детей дошкольного возраста: подготовка к онлай̆н-лекциям с логопедом
  • 5 логопедических игр для подготовки к школе