
Изображения: Depositphotos / Рисунки: Юлия Замжицкая
Маргарита КрыловаСпециалист по педагогике, написавшая книгу «Ваш (не)послушный ребёнок», комплект Пять памяток из сборника расскажут, как учителям помочь первоклассникам учиться.
1. «Оживить» предмет
Для учеников первого-второго классов, предпочитающих игры, учитель обращается к ним от лица предмета: это может быть уголь, веник, тетрадь, карандаш или линейка.
— Хочу всем поставить пятёрки! — скажет зелёная ручка и, проверяя тетради, обрадуется.— Смотрите, как я умею! — скажет кисточка.
Передача акцента с учителей на предмет может снизить уровень напряжённости у учеников. Мол, не я ставлю оценки, а сам предмет, но я могу оказать помощь.
В быту, когда дети хлопают дверьми, можно от лица двери воскликнуть: «Ай, как больно! Как меня сильно стукнули! Эх, скоро сломаюсь, не смогу вас гулять выпустить». Малыши с интересом отнесутся к таким обращениям, будут спрашивать, кто говорит, почему. Это подготовка к тому, чтобы с более взрослой позиции объяснить правила поведения.
2. Добавить интригу
Чтобы младшеклассников больше интересовала учеба, нужно их удивлять.
Попробуйте преподавать с использованием загадок. Например, раздайте задания в запечатанных конвертах. Или представьте интересный факт, но объяснение дайте только в конце урока. Добавьте интригу: сообщите о приезде гостя на следующий урок, но не раскройте его имя.
3. Показать «класс»
Этот метод увеличит уважение к учителю со стороны учеников. Его задача – проявить профессионализм, раскрыть глубокие знания по дисциплине. К примеру, нарисовать на доске без зрительного контроля совершенный круг на уроке рисования.
4. Передать полномочия
Иногда ученики недовольны текстом или его сложностью: «Вы приказали прочитать бессмысленный рассказ… ». Продуктивный путь выхода из этой ситуации открывается, когда учитель передает инициативу ребенку.
Не понравился рассказ? Напишите короткое мнение о нём – что именно кажется нехорошим.
Для этого потребуется изучить произведение.
5. Подключить других взрослых
Некоторые дети являются несоглашателями, и доводы одного учителя им не всегда достаточно. Или ребенку действительно что-то непонятно: это может быть ситуация плохой успеваемости или подготовка к конкурсу или событию. В таком случае поможет участие нескольких взрослых: других учителей, родственников. Если важные для ребенка люди по-своему объяснят важность того или иного дела, есть шанс, что он так и поступит. Говорят, бабушки в таких ситуациях очень активны и готовы оказывать помощь.
Материалы по теме:
- Работа педагога начальных классов с учениками, испытывающими трудности в обучении.
- Организация проектной деятельности в начальной школе: советы специалиста.
- Как заинтересовать школьников изучением в завершение учебного года? Рекомендации педагогам начальных классов.