
Фотография: Агентство графических новостей «Москва». Рисунок: Юлия Замжицкая.
С большим опытом работы с маленькими учениками Наталья Тихонова, учитель начальных классов школы имени Н.М. Карамзина в Москве, рассказывает о том, как мотивировать первоклашек, так как именно в эти годы складывается их отношение к учёбе.
1. Создать клуб помощников учителя
Во время учебы класс распадается на группы спонтанно.
- активные и пассивные;
- отстающие и преуспевающие;
- усидчивые и деятельные, и так далее.
Индивидуализация подхода при обращении к отдельным группам возможна. В классе второго года обучения обычно формируется группа учеников, быстро усваивающих материал и испытывающих скуку на уроках. Чтобы стимулировать их желание учиться, им предоставляется важная роль: они помогают группам детей с трудностями. Я называю этих ребят «мои помощники». Ребята примеряют на себя роль педагога, учатся ответственности и навыку изложения своих мыслей. Работа в качестве помощников доставляет им радость. Некоторые ученики усваивают информацию от одноклассников значительно проще. Есть дети, которые очень хотят попасть в группу помощников и выполнять более сложные задания. Это мотивирует весь класс.
2. Использовать компьютер для индивидуальной работы
Компьютер не следует рассматривать как мотиватор — никогда не поощряю учеников работой за компьютером, но и не ограничиваю его применение. Компьютер с онлайн-образовательными сервисами — инструменты, позволяющие учителю настроить индивидуальную работу с каждым ребёнком.
Важно, чтобы ребёнок интересовался предметом, а это сложно при одинаковом подходе к всем ученикам.
Я работаю с сервисом Яндекс.Учебник. Он формирует задания для каждого ученика, учитывая его уровень, индивидуальные черты и интересы. Одну группу детей можно занять задачами на сервисе, другую — попросить о помощи, а третьей — провести викторину или фронтальное занятие у доски. Затем учащиеся меняются местами. После уроков возможно проанализировать усвоение материала.
Поощрять за неточности и вознаграждать за изящный почерк.
Когда детям удаётся выполнить что-либо, желание продолжать деятельность усиливается. В случае неудачи мотивация ослабевает. Полезно находить позитивные аспекты в любой ситуации и обращать на них внимание.
Если ученик раньше делал двадцать ошибок, а теперь пятнадцать, это всё равно не отличная оценка, но для него это большой шаг вперёд, за который нужно поблагодарить.
Один из учеников решил задачу неправильно. На вопрос «Почему?» ответил, что искал нестандартный подход к решению. Я поставила ему 5 за эту попытку, несмотря на ошибку, и попросила решить ту же задачу стандартным способом.
Это сделал он, и я поставила ему вторую 5. Нужно поощрять не только результаты, но и старания детей, чтобы они стремились к этому дальше.
Когда текст по русскому языку написан с ошибками, найдите самую красивую букву, подчеркните её и похвалите ребёнка за грамотное написание именно этой буквы.
Разработать «Дерево знаний» и сборник достижений.
Ребенку важно получать признание родителей, учителей и сверстников, а также испытывать гордость за свои успехи перед самим собой. С первого класса можно вести портфолио работ и достижений, чтобы ребенок мог видеть свой прогресс и стремиться к лучшему. Даже если в портфолио пока нет готовых работ, туда должны быть внесены планы на будущее, которые дети выберут самостоятельно. В нашем классе действует правило: портфолио никогда не должно оставаться пустым, поэтому цели в нем постоянно преобразуются в достижения.
В классе висит дерево, на которое дети прикрепляют различные бумажки: правила русского языка, например, или маленькие автопортреты. Его называют «Деревом знаний». Чтобы ученики ощущали внешнее признание, на дереве периодически появляются плоды гордости. По окончанию триместра я размещаю на дереве яблоки с именами детей, окончивших этап обучения на «хорошо» и «отлично». После участия в конкурсах, конференциях, чемпионатах на дереве «вырастают» дипломы и сертификаты.
5. Применять знания здесь и сейчас
«Если будешь плохо учиться, станешь дворником!» «Учись и займи достойное место в обществе» «Нужно хорошо учиться, чтобы быть кем-то в этой жизни» — такие фразы никогда не сработают для ребенка. Детям важно, как знание пригодится в их жизни здесь и сейчас. Например, таблица умножения помогает жить проще: вместо записи 2+2+2+2+2+2 можно записать коротко 2×6 и быстро посчитать.
В первом классе, изучая тему «Письмо», дети могут написать письмо и отправить его по домашнему адресу в почтовое отделение. Получив письмо в почтовый ящик, ребенок увидит результат своих действий. Важно поставить ребенка в роль активного участника — не просто пересказать сказку, а разыграть спектакль, не просто прочитать вслух, а угадывать дальнейшее развитие событий и находить правильные ответы.
P.S. И никакой тишины в классе!
Дети нуждаются в впечатлениях, эмоциях и действиях. В современной начальной школе тишина в классе — сигнал о проблемах. Класс должен быть оживлённым, там должна постоянно происходить активность.
Вместо ответов у доски, когда один ученик отвечает, а остальные слушают, — переставляем парты и работаем над проектами группами, а затем каждая группа презентует свой проект. Вместо рассказа о сезонной миграции птиц идем в парк кормить их.
Впечатления — награда, которая даёт результат. После урока окружающего мира в лесу ребёнок возвращается домой полным новых открытий.
Решающее значение для мотивации имеет получение желаемых результатов и достижения целей. Если ребенок осознает свой успех и возможность выполнить поставленную задачу, занятия доставят радость не только ему самому, но и педагогу, и родителям, и руководителю образовательного учреждения.
Материалы по мотивации на Педсовете
- Взаимодействие ребенка с обучением: основы эмоциональной и познавательной мотивации.
- Как сохранить концентрацию во время урока. Советы из книг по мотивации для взрослых.
- Как мотивировать учеников к обучению?
- Семь простых способов заинтересовать детей изучением, по мнению выпускников Центра опережающей педагогики.
- Как повысить концентрацию во время лекций? Что делает лекцию увлекательной и памятной?
- Вдохновляя юных умов к познаниям. История студентки с отличием.
- Химические эксперименты в мире волшебства Гарри Поттера.
- Как стимулировать интерес к обучению и улучшить результаты у учащихся с низкими результатами?
- Мотивация к учебе. Где ее раздают?
- 7 действенных методов мотивации школьника младших классов
- Что делать для повышения учебной мотивации учащихся?
- 8 методов повышения мотивации учащихся при обучении математике.