
Если малыш проявляет упрямство, раздражительность или агрессивность, в первую очередь ищем причину в воспитании, учебе или его характере.
Однако за поведением могут скрываться менее очевидные, но важные причины.
1. Перфекционизм и страх ошибок
Мальчик или девочка могут избегать выполнения поручений и попытки чего-то нового из страха перед неудачей. Этому способствует стремление делать все безупречно и опасение о совершении ошибок, разочаровании взрослых.
📌 Что делатьПоощряйте стремление к результату, а не только его достижение. Объясните, что ошибки — естественный этап обучения. Расскажите о своих неудачах: «Мне тоже давалось непросто» или «У меня это не сразу получилось».
2. Сниженная эмоциональная чувствительность
Неспособность ребёнка сопереживать и отсутствие извинений после обиды не всегда свидетельствуют о жестокости. Возможно, проблема связана с обработкой эмоций в его мозге. Ребенку может быть трудно понимать чувства других людей, но над этим можно работать.
📌 Что делатьВместе с ребёнком учитесь замечать и называть эмоции окружающих — обсуждайте чувства персонажей книг и мультфильмов, разбирайтесь, как их действия влияют на остальных.
⠀
Обращайте внимание на проявления заботы и поощряйте их.
3. Скрытая тревожность
Детская тревога иногда проявляется раздражением, гневом, капризами или агрессией. Ребенок может казаться упрямым или непослушным, потому что не справляется с внутренним напряжением.
📌Что делатьПоддержите ребёнка в обозначении и понимании своих чувств: «Ты сейчас злишься. Что тебя беспокоит? Возможно, ты чего-то боишься? Поделитесь — я постараюсь помочь». Организуйте спокойную, предсказуемую обстановку с понятными правилами и режимом.
⠀
Познакомьте ребёнка с приемами расслабления: дыхательными упражнениями, физическими нагрузками и традициями перед сном. Не ругайте его за непослушание, а постарайтесь понять причину такого поведения.
4. Влияние обстановки в семье
Дети замечают обстановку в семье, даже если взрослые скрывают свои эмоции. Ребенок чувствует напряжение, стресс или конфликты по голосу, жестам и интонациям.
⠀
Хотя он может не осознавать происходящего, чувствует неустойчивость и выражает её поведением: отгораживается, проявляет капризы, волнуется или же наоборот, поступает агрессивно. Такое поведение — это сигнал «Мне угрожают».
📌 Что делатьПоддерживайте эмоциональную связь с малышом, даже в сложные моменты. Общайтесь с ним, используйте понятные ему выражения, говорите, что всё будет хорошо и взрослые разберутся.
⠀
Задавайте ребенку вопросы, чтобы понять, есть ли что-то непонятное. Старайтесь давать ответы на его вопросы. Поддерживайте привычный распорядок дня, так как это придает ему чувство надежности и спокойствия.
5. Отклик на стиль воспитания
Детское поведение часто является отражением стиля воспитания. Исследования показывают: чрезмерный контроль, строгие методы, постоянная критика или отсутствие эмоциональной поддержки могут вызвать у ребенка протест, агрессию или замкнутость.
Попав в такую ситуацию, человек ощущает неуважение и невнимательность к своей персоне, из-за чего старается за себя постоять – поступками, которые взрослым кажутся неприемлемыми.
📌 Что делатьВ любой ситуации общайтесь с ребёнком уважительно, объясняя свои просьбы. Вместо запретов говорите: «Пожалуйста, выключи планшет, тебе нужен хороший отдых».
⠀
Давать возможность выбора, принимать во внимание мнение – это способствует сохранению контакта и укреплению доверия. Чувство, что его мнение важно, побуждает ребёнка к большему откровению и сотрудничеству.
Все эти причины не говорят о том, что вы совершили ошибку. Это напоминание: за каждым действием могут скрываться чувства и переживания, которые важно услышать. Поэтому нужно не только реагировать на действия, но и пытаться понять, что их породило. И даже если всё не получается сразу — с вами всё хорошо.
Источники:
- Развитие нервной системы как причина проблемного поведения у детей в раннем возрасте: вспыльчивые и равнодушные типы как примеры. , American Journal of Psychiatry, 2017
- Пополнение научных данных о психосоциальных методах лечения девиантного поведения у детей. Журнал клинической детской и подростковой психологии, 2017.
- Взаимосвязь стиля воспитания и поведенческих проблем у детей в возрасте от 8 до 13 лет изучается в девяти странах. , Journal of Research on Adolescence, 2018