Фото: img.freepik.com

Изображения: Unsplash / Рисунок: Юлия Замжицкая

Важность креативности, коммуникабельности и эмпатии для молодого поколения – тема уже многократно освещённая в статьях. Но зачем учителю, занятому множеством дел, тратить время на развитие этих «необязательных» навыков у детей?

Этого требуют образовательные стандарты

Федеральные стандарты и другие нормативные акты устанавливают, что воспитатели детского сада должны обеспечить формирование этих навыков. В ФГОС их называют не «soft skills», а «целевыми ориентирами».

Это облегчает работу педагога

Представьте, что дети в группе умеют конструктивно разрешать споры, не применяя физическую силу, и всегда помогают друг другу. В таких условиях работа педагога стала бы легче и комфортнее. Развивая гибкие навыки у детей, педагог заботится также о себе, о комфорте и качестве своего труда.

Это развивает гибкие навыки учителя

Стремясь развить креативность ребенка, учитель одновременно развивает этот навык в себе. То же касается эмоционального интеллекта, эмпатии и критического мышления. Создавая условия для развития этих навыков в группе или классе, педагог совершенствует их и у себя.


Социальные навыки у детей лучше всего развиваются в дошкольном и младшем школьном возрасте, но их можно совершенствовать в любом периоде жизни. Это ценное преимущество, которое следует использовать. Развитые soft skills помогут составлять конкуренцию на рынке труда вне зависимости от дальнейшей деятельности.

Это помогает стать осознаннее

Дети в возрасте от трех до двенадцати лет интенсивно растут и развиваются. Время, проведенное с взрослыми, для них бесценно. Способ общения взрослых с детьми в этот период определяет их будущие взаимоотношения друг с другом.


Важно каждое действие взрослого: приветствие, помощь в разрешении конфликта, объяснение возможности дружбы и игры через слова, демонстрация необходимости договоренностей с другим человеком, общение с детьми, коллегами, родителями. Даже незначительные действия важны для ребенка.

Воспитание детей – длительный процесс. Действия, предпринятые сегодня, не всегда приводят к мгновенному результату. Некоторые эффекты проявляются спустя годы. Тем не менее, в конечном итоге голос, которым мы разговариваем с ребенком, может стать его внутренним голосом. Какой он будет? Постоянно осуждающим: «ты сделал неправильно», «здесь нужно переделать», «дай сдачу» и так далее? Или поддерживающим, помогающим, ценящим и уважающим?

Это вклад в будущее

Речь идёт не только о будущем детей, но и о нашем с вами будущем. Любые инвестиции в дошкольников и младшеклассников многократно окупаются. С течением времени они снижают социальную напряженность, увеличивают доходы государства, уменьшают его расходы на социальную сферу. Через 20-30-40 лет дети, которым сегодня три, четыре, шесть, десять или двенадцать лет, вырастут и выйдут на рынок труда: станут строителями, врачами, чиновниками и учителями. От наших сегодняшних усилий будет зависеть будущее нашего общества.