
Изображения: Unsplash. Рисунок: Юлия Замжицкая.
Как завлечь учеников перед Новым годом? Помогут приемы Теории Решения Изобретательских Задач: предлагаем несколько развивающих упражнений из ТРИЗ-педагогики для креативного «переосмысления» привычных атрибутов праздника.
1. Прием «Наоборот»: из открытки в «закрытку»
Чтобы создать нечто новенькое, можно попробовать перевернуть обычное положение дел.
Рассмотрим открытку. Какие у неё характеристики: раскладывающаяся, на материале, непригодная в пищу и тому подобное. Затем выберем одно из этих свойств и представим его противоположностью.
Открытка-загадка «наоборот» раскрывается… как закрытка. Для прочтения сообщения ее необходимо закрыть.
2. Прием «Объединение»: два в одном
Для создания чего-то нового можно соединить два знакомых объекта. Соединим елку с любым другим предметом и представим, как это можно сделать реальностью. Примеры: елка плюс макароны, елка плюс яблоки, елка плюс фантики, елка плюс конфеты.
Соединив елку и конфеты, можно создать новогоднее украшение. Однако ему вряд ли удастся простоять до праздников.
Метод «Морфологический ящик»: игра судьбы.
Морфологический анализ разработал в прошлом веке американский астрофизик Фриц Цвикки. Этот метод применяют также в ТРИЗ для поиска новых идей. С его помощью можно создать уникальную новогоднюю игрушку. Для этого сначала рисуем таблицу: в верхней строке записываем, какие признаки будут у игрушки, а в столбцах — подробный список возможных признаков.
Далее случайно выберём по одной позиции из каждой колонки, и можно создавать! На этот раз нам достался «Синий пятачок из пенопласта», которым сейчас декорирована герань.
Можно решить, какие признаки объединить, используя игрушечный кубик. Нужно каждому пункту в колонках присвоить номер и бросить кубик — дайте случайности выбрать, какая игрушка у вас получится!
Загадка для глаз: увидеть необычное в привычном.
Возьмите любой предмет, привлекший ваше внимание — например, чайный пакетик, ложку, пробку, зубочистку или ключи. Поместите его на белый лист и подумайте, на что он похож. Увидели сходство? Дорисуйте его.
Пример новогодней вороны с клювом из чайного пакетика.
Рисунки полезны для разминки, но из обычных предметов можно создавать новогодние украшения для дома.
В обычной чайной ложке автор статьи видит бабочку, которая сейчас живёт на его книжной полке.
5. Открытая задача: пропавший снег
Открытые задачи — это жизненные ситуации, не из учебников. В таких задачах отсутствуют чётко заданные условия, указанный алгоритм решения или единственный верный ответ. Работая над ними, мы совершенствуем способность к творческому мышлению.
Пример открытой задачи на Новый год:
В накануне праздника постигло несчастье — весь снег растаял, остались одни лужи за окном. Сразу на душе грустно. Нет настроения уюта, ощущения зимы. Новый год нужно спасать и вернуть снег! Но откуда его взять?
Здесь можно выдумать много ответов. Получилось не менее десяти. Приведен один пример.
Для ощущения зимней обстановки за окном не обязательно, чтобы снег был настоящим. Можно создать его видимость!
Учителя могут выполнять упражнения и задачи вместе со своими учениками, а родители – с детьми. Результаты развивающей мозговой активности можно использовать для создания праздничной атмосферы дома и в классе. Помещение, оформленное оригинально, обязательно вызовет удивление у всех, кто его увидит, а может быть, даже заразит их креативным новогодним настроением.