Фото: img.freepik.com

Фотография из личного архива Светланы Кожухарь. Иллюстрация Юлии Замжицкой.

Студентка Московского государственного педагогического университета Светлана Кожухарь создала проект, соединивший игровые технологии с методическими материалами для учителей, работающих по методике ТРИЗ. ТРИЗ онлайнСайт предлагает электронные игры по ТРИЗ-методике для развития речи, мышления и воображения у детей дошкольного и начального школьного возраста. В статье рассказывается о пяти играх, которые могут быть полезны педагогам.

«Фантазеры»

Возраст: с 6 лет.
Что развивает: творческое восприятие и мышление.
Как играть:

Воспитатель предлагает ребенку описать несколько вещей (карандаш, платок, кастрюлю) словами, характеризующими их внешний вид и свойства. После этого ребенок рассказывает, для чего предназначена каждая вещь. Затем воспитатель вместе с ребенком придумывает, как ещё можно использовать эти предметы. В процессе беседы главное слово остается за ребенком, а взрослый лишь задает наводящие вопросы.

«А кто твои родители?»

Возраст: с 6 лет.
Что развивает: словарный запас.
Как играть:


Ребенок ищет в таблице названия профессий, играя в одиночку или с группой.

«Найди пару»

Возраст: с 6 лет.
Что развивает: 连贯的表达和思维能力。
Как играть:

Игра направлена на группировку картинок по общим признакам. В комплекте представлены изображения моркови, рыбы, дождя, трактора, клубка пряжи и других объектов. Способ действий ребёнка неважен, важно лишь, чтобы ребёнок мог обосновать учителю свой выбор пар.

«Отгадай предмет»

Возраст: с 6 лет.
Что развивает: восприятие чисел и математических представлений.
Как играть:

Учитель придумывает геометрическую фигуру (в электронном варианте её можно увидеть). Ребенок спрашивает вопросы, на которые можно отвечать только «да» или «нет», пока не угадает фигуру.

«Марафон»

Возраст: с 6 лет.
Что развивает: социализацию, навыки командной работы.
Как играть:

В игре «Марафон» дети формируют команды и получают слова: «Животные», «Птицы», «Грибы». До финиша команда передвигается шагами, одновременно называя объекты из своего слова.

Принципы ТРИЗ-игр: памятка для педагогов

1) «Отсидеться» не получится

ТРИЗ-задания на сайте, представленные в виде компьютерной игры, требуют прямого участия педагога. Необходима разъяснение правил ученику, проверка его понимания и активное вовлечение в процесс.

2) Спокойствие, только спокойствие!

В играх ТРИЗ нет единственно верного ответа. Учителю следует избегать фраз вроде «это же очевидно», «это неправильно», «так не бывает» и подобных. Дайте ребенку возможность проявить фантазию и развить словарный запас, объясняя свою логику.

3) Играют все!

Игры ТРИЗ рассчитаны на детей примерно с шести лет, когда у них формируется образное мышление и возникает желание придумывать, фантазировать.

4) Регулярность и еще раз регулярность

Обучение по методике ТРИЗ — это не однократное мероприятие или развлечение. Работа с детьми должна быть регулярной, задачи ТРИЗ — частью учебного плана. Чтобы полученные знания на прошлом занятии могли быть использованы на следующем. Так опыт накапливается и приспосабливается к новым условиям. Сначала в игре, а потом и в реальной жизни.


Материалы по теме:

  • Принципы ТРИЗ-педагогов
  • Три инновационных подхода, упрощающие деятельность педагогов.
  • Пять новогодних заданий по методу ТРИЗ для младших школьников.