
Фотография из личного архива Светланы Кожухарь. Иллюстрация Юлии Замжицкой.
Студентка Московского государственного педагогического университета Светлана Кожухарь создала проект, соединивший игровые технологии с методическими материалами для учителей, работающих по методике ТРИЗ. ТРИЗ онлайнСайт предлагает электронные игры по ТРИЗ-методике для развития речи, мышления и воображения у детей дошкольного и начального школьного возраста. В статье рассказывается о пяти играх, которые могут быть полезны педагогам.
«Фантазеры»
Возраст: с 6 лет.
Что развивает: творческое восприятие и мышление.
Как играть:
Воспитатель предлагает ребенку описать несколько вещей (карандаш, платок, кастрюлю) словами, характеризующими их внешний вид и свойства. После этого ребенок рассказывает, для чего предназначена каждая вещь. Затем воспитатель вместе с ребенком придумывает, как ещё можно использовать эти предметы. В процессе беседы главное слово остается за ребенком, а взрослый лишь задает наводящие вопросы.
«А кто твои родители?»
Возраст: с 6 лет.
Что развивает: словарный запас.
Как играть:
Ребенок ищет в таблице названия профессий, играя в одиночку или с группой.
«Найди пару»
Возраст: с 6 лет.
Что развивает: 连贯的表达和思维能力。
Как играть:
Игра направлена на группировку картинок по общим признакам. В комплекте представлены изображения моркови, рыбы, дождя, трактора, клубка пряжи и других объектов. Способ действий ребёнка неважен, важно лишь, чтобы ребёнок мог обосновать учителю свой выбор пар.
«Отгадай предмет»
Возраст: с 6 лет.
Что развивает: восприятие чисел и математических представлений.
Как играть:
Учитель придумывает геометрическую фигуру (в электронном варианте её можно увидеть). Ребенок спрашивает вопросы, на которые можно отвечать только «да» или «нет», пока не угадает фигуру.
«Марафон»
Возраст: с 6 лет.
Что развивает: социализацию, навыки командной работы.
Как играть:
В игре «Марафон» дети формируют команды и получают слова: «Животные», «Птицы», «Грибы». До финиша команда передвигается шагами, одновременно называя объекты из своего слова.
Принципы ТРИЗ-игр: памятка для педагогов
1) «Отсидеться» не получится
ТРИЗ-задания на сайте, представленные в виде компьютерной игры, требуют прямого участия педагога. Необходима разъяснение правил ученику, проверка его понимания и активное вовлечение в процесс.
2) Спокойствие, только спокойствие!
В играх ТРИЗ нет единственно верного ответа. Учителю следует избегать фраз вроде «это же очевидно», «это неправильно», «так не бывает» и подобных. Дайте ребенку возможность проявить фантазию и развить словарный запас, объясняя свою логику.
3) Играют все!
Игры ТРИЗ рассчитаны на детей примерно с шести лет, когда у них формируется образное мышление и возникает желание придумывать, фантазировать.
4) Регулярность и еще раз регулярность
Обучение по методике ТРИЗ — это не однократное мероприятие или развлечение. Работа с детьми должна быть регулярной, задачи ТРИЗ — частью учебного плана. Чтобы полученные знания на прошлом занятии могли быть использованы на следующем. Так опыт накапливается и приспосабливается к новым условиям. Сначала в игре, а потом и в реальной жизни.
Материалы по теме:
- Принципы ТРИЗ-педагогов
- Три инновационных подхода, упрощающие деятельность педагогов.
- Пять новогодних заданий по методу ТРИЗ для младших школьников.