Фото: img.freepik.com

28 февраля 1922 года родился Юрий Михайлович Лотман — литературовед и культуролог, основатель Тартуско-московской семиотической школы, человек-энциклопедист. После университета из-за борьбы с космополитизмом не мог работать в Ленинграде по специальности и уехал в Тарту. Как талантливый ученый и педагог, много работал с учителями, просвещал и вдохновлял их.

Обучение и воспитание неразделимы

Лотман считал невозможным обучение без воспитания. Диалогом он считал основу образования и предлагал школу, где бы атмосфера была открытой и доверительной, позволяя каждому свободно высказывать свои мысли.

Я не считаю возможным разделять обучение и воспитание, видя в них разные педагогические задачи. Любое общение является воспитанием, ведь желающие общаться должны настроиться на общий лад, стремиться к взаимопониманию и, соответственно, чем-то быть подобными друг другу.

Главной целью обучения он считал формирование у детей способности к самостоятельным суждениям и открытому восприятию мира без предвзятости.

Объединить близорукость и дальнозоркость, совместить два взгляда — создать объемность, непредсказуемость, размытость. Благодаря этому можно ориентироваться в неоднозначном, размытом мире с различными точками зрения.

Общаться с учениками нужно только на равных

Полагая знания обширными и глубокими, Лотман никогда не считал себя выше других. Считалось, что в классе нет главного и подчиненных, есть люди: маленькие, которые сидят за партами, и большой человек, который сидит за столом учителя. Об этой естественности в общении… вспоминают его ученики:

Юрий Михайлович всегда отличался демократичностью, общался со студентами как с равными, однако не фамильярно.

Профессор считал грубое и высокомерное обращение с аудиторией недопустимым. К слушателям профессор относился как к ученым-исследователям и будущему науки, поэтому лекции сопровождал формулами «как вы, конечно, помните…», «всем известно, что…».

Не каждый случайный человек подходит для роли учителя.

К педагогу Лотману предъявлялись высокие требования. Сравнивая работу хирурга, спасающего жизни, и работу учителя, проводящего уроки, подчеркивалось, что ответственность их равна. Разница лишь в том, что хирург работает с телом, а учитель — с душой.

Преподавательское мастерство не сводится к простому владению материалом и передаче его ученикам.
Главное — способность мыслить самостоятельно и обучать других этому искусству. Такой навык доступен далеко не всем выпускникам педагогических учебных заведений.

В обучении музыкантов-исполнителей говорят об отсутствии таланта, неспособности, профнепригодности. В подготовке же учителей предполагается, что «играть на людях» легче, чем на музыкальном инструменте, и для этого не нужны особые способности. Возможно, потому что фальшь музыканта слышна всем, а фальшь учителя замечают только дети, которых мы игнорируем.

Лотман полагал, разделение детей на одаренных и бездарных несправедливо. Вторые – частые жертвы равнодушия педагога, неспособного увидеть индивидуальность и способности каждого.

Лишних знаний не существует

Профессор считал, что педагог обязан постоянно развиваться, углублять свои знания и делиться ими с учениками. Против упреков преподавателей в избыточном объёме материала он выступал решительно: отбрасывание знаний как неважных приводит к резкому падению уровня образования. Лотман был убежден, что культура — это не роскошь, а необходимость.

Наш преподаватель часто не учит, а выполняет программу, проходит предмет. Под предлогом сближения с практикой от университета требуют рецептов проведения уроков, их разработок. Между тем подготовка учителей для школы не должна быть ориентирована исключительно на школьные программы, сводиться к „натаскиванию“ на них. Во многих местах, где нашим выпускникам придется работать, они будут самыми культурными людьми; именно поэтому учитель прежде всего должен быть образованным и культурным человеком.

Лотман непрерывно занимался самообразованием. Так, благодаря шахматистке и филологу Ларисе Ильиничне Вольперт он улучшил знание французского языка. На лекциях Владимира Андреевича Успенского совместно со студентами гуманитарного факультета постигал основы высшей математики.

Педагогу необходимо творчество

Лотман указывал на трудное положение учителя: с одной стороны, он подчиняет учеников, а с другой — сам находится под давлением руководства. Это порождает у педагога крайнюю самовлюбленность и комплексы одновременно. Выходом из этого состояния является наука и творчество.

Нужно сдвиг в мышлении, освобождение от убеждения, будто педагог всё постиг и единственная задача — усовершенствовать методику обучения. Знание… что С дипломом будто бы и умение обучать передалось ему навек.
Важно разрушить мнение о том, что наука — занятие не для преподавателя, дополнительный вес.

Так как учитель ведет воспитание примером, должен предъявлять к себе высокие требования и стремиться их соблюдать.

Схожесть порождает схожесть не из коварных побуждений, а вследствие собственного свойства. Вследствие этого подобное в творчестве вовсе не безвредно, оно оказывается настойчивым.