Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Коррекционная работа с детьми исправляет нарушения развития, поведения и обучения. Причина проблем может быть в особенностях нервной системы или в заболеваниях и травмах. Дефектологи используют много эффективных инструментов и методов, помогающих маленьким пациентам.

1. Арт-терапия

Арт-терапия — это психотерапевтический метод, в котором используют творчество для улучшения эмоционального и психологического состояния ребенка. Пациенты изображают чувства, мысли и переживания через рисование, лепку из пластилина, аппликации и коллажи, которые не могут быть выражены словами.

Художник и педагог Адриан Хилл в 1940-х годах стал первым, кто применил творчество как метод терапии. Помогая пациентам после туберкулеза, он заметил, что рисование ускоряет физическое и эмоциональное восстановление. Позже арт-терапию стали использовать для коррекции нарушений у детей.

Данная методика полезна для пациентов с такими симптомами:

  1. Эмоциональные расстройства, такие как тревога, депрессия, фобии и агрессивность.
  2. Расстройства аутистического спектра;
  3. Острые эмоциональные потрясения, такие как развод родителей или смерть любимого человека.
  4. Поведенческие проблемы, такие как агрессивность, синдром дефицита внимания и гиперактивности, нарушения социализации.
  5. Проблемы с когнитивными функциями: дислексия, дискалькулия и задержка психического развития.

Арт-терапию применяют к пациентам разных возрастов.

  • Снимает напряжение, стресс и тревогу;
  • Способствует передаче чувств, нужд и общению с внешним окружением посредством изображений.
  • Улучшает поведение и развивает умение контролировать себя.
  • Повышает концентрацию, внимательность, память и когнитивные способности.

В арт-терапии важно само прохождение процесса, а не полученный итог. Задача – выразить душевное состояние, а не сделать красивое произведение искусства, потому художественные навыки не играют роли.

2. Нейропсихологический подход

Нейропсихология сформировалась на пересечении психологии, медицины, физиологии и неврологии. В середине XX века Александр Лурия исследовал взаимосвязь работы мозга с психическими процессами. Его исследования показали: если отдельные зоны мозга функционируют неправильно, страдают поведение, речь, внимание, память и когнитивные способности.

Этот подход использовали для помощи детям с…

  • Задержка психического и речевого развития;
  • Нарушения внимания и гиперактивность;
  • Проблемы с учёбой, такие как дислексия, дисграфия и дискалькулия.
  • Расстройство аутистического спектра;
  • Эмоционально-волевые нарушения;
  • Травмы головного мозга или осложнения, связанные с повреждением нервной системы в перинатальном периоде.

Для устранения нарушений используют упражнения, игры и инструменты, развивающие нейронные и межполушарные связи.

Межполушарные упражнения. Для тренировки используют межполушарные доски, или лабиринты рук. Это доска из дерева или пластика, разделенная на две части, каждая с рельефным лабиринтом. Ребенок обеими руками одновременно перемещает по нему предметы, например шарики.

Зеркальное рисование основано на том же принципе. Бумага делится пополам, в каждой руке держат карандаш, ручку или фломастер и на обеих сторонах изображают одну и ту же фигуру, например, круг, треугольник или квадрат.

Дополнительные развивающие упражнения и способы их выполнения — в статье по ссылке.

Сенсорные стимуляции. Например, используют для выполнения упражнений аппликаторы Ляпко — ковры и валики с иглами из металла.

Тактильные панели. Поверхности разных видов: гладкие, шершавые, мягкие, колючие. Ребёнку предлагают закрыть глаза, прикоснуться к материалу и сказать о его свойстве.

Дети, занимающиеся с нейропсихологами, всё легче учатся, общаются и выполняют бытовые задачи. У них растет уверенность: не ленивые или непослушные — так устроена их нервная система, а это можно скорректировать при регулярных тренировках.

3. Сенсорная интеграция

Создатель метода — врач-невролог Жан Айрес. В 1960-х годах она изучала обработку сенсорной информации мозгом. Айрес увидела, что некоторые дети, в особенности с нарушениями развития, воспринимают сенсорные стимулы неадекватно. Это сказывается на поведении, выражении эмоций и обучении. Рассмотрим симптомы, которые указывают на необходимость терапии:

  • Слишком сильно или слабо реагирует на раздражители, к примеру, пугается резких шумов, сильного света или же никак не ощущает боль, равнодушен к холоду, теплу и прикосновениям.
  • Часто спотыкается, неуверенно передвигается и испытывает трудности с выполнением таких действий, как завязывание шнурков, застегивание пуговиц и поддержание равновесия на одной ноге.
  • Страдает от неприятных ощущений при контакте с определёнными фактурами и материалами, как например, стесняется ходить босиком по траве, песку и земле, а также избегает одежды из шерсти.
  • Искатель сильных ощущений или их остерегающийся. Примером могут быть частые прыжки или страх покачивания на качелях.

Осязание, обоняние и зрение обычно протекают естественным образом, однако у этих детей процесс нарушен. Сенсорная интеграция позволяет лучше воспринимать и обрабатывать информацию, поступающую от органов чувств.

Дефектолог погружает ребенка в сенсорную среду с помощью специального оборудования, например, сенсорно-динамического зала. Занятия в нем стимулируют вестибулярную, тактильную, зрительную, слуховую, моторную и проприоцептивную системы — ощущение тела в пространстве.

В сенсорно-динамическом зале дети развиваются посредством физических упражнений: удерживают равновесие и совершенствуют координацию. Для пользы занятий программа адаптируется к потребностям каждого ребенка.

О занятиях при нарушении сенсорной интеграции у детей рассказано далее. этом материале.

4. АВА-терапия

АВА-терапия — это метод, помогающий улучшить поведение детей и развить у них новые навыки. Задача терапии — научить вести себя соответственно общественным нормам, например, сидеть спокойно в общественных местах, одеваться самостоятельно, не бегать на дорогу, а также развить навыки общения и самообслуживания.

Методика построена на идеях бихевиоризма, направления психологии, изучающего поведение.
Основатель ABA-терапии Фредерик Скиннер доказал управляемость поведением с помощью поощрения полезных действий или наказания нежелательных.
Например, Скиннер проводил эксперименты с животными: крыса, нажимавшая рычаг и получавшая еду (положительное подкрепление), быстрее училась повторять это действие.

Ивар Ловаас внес вклад в развитие ABA-терапии. В 1970-е годы он начал применять её для работы с детьми с аутизмом. Ловаас разработал программу, помогавшую им взаимодействовать с окружающим миром и обслуживать себя без помощи взрослых. Позже методику стали использовать для помощи пациентам с:

  • Задержки психического и речевого развития;
  • Поведение, которое разрушительно, агрессивно, опирается на стереотипы или совершается в виде повторяющихся действий и привычек.
  • Интеллектуальные нарушения.

Основной метод АВА-терапии — это положительное подкрепление. При выполнении ребенком желаемого действия его поощряют — хвалят, дарят сладость или любимую игрушку. Со временем частоту подкрепления снижают, и нужное поведение постепенно становится привычным.

В ABA-терапии процесс разрабатывается персонально. В одних случаях полезно игнорировать нежелательное поведение, в других — заменять на полезное. Когда ребёнку удаётся длительное время избегать нежелательных действий, например, он перестаёт кусаться или бить головой об пол, его поощряют и таким образом закрепляют адекватное поведение.

5. Стабилометрия

Стабилометрия – способ измерения способности человека сохранять равновесие и коррекции нарушений. Это необходимо для уверенного управления собственным телом.

Вначале данная терапия предназначалась для восстановления взрослых после травм и инсульта. Затем её начали использовать при работе с детьми, имеющими:

  • Детский центральный паралич;
  • Люди с расстройством аутистического спектра иногда не чувствуют границ и движения своего тела.
  • С нарушениями координации и равновесия человек может часто падать, задевать предметы или натыкаться на других.
  • У человека с проблемами вестибулярного аппарата может кружиться голова, а передвигаться по неровной поверхности даётся с трудом.
  • Неправильная осанка и сколиоз возникают из-за неравномерного распределения нагрузки на мышцы.
  • Дети с задержкой моторного развития осваивают ходьбу, бег и прыжки позже, чем их ровесники.
  • Гиперактивность и проблемы с концентрацией.

Стабилометрию проводят на специализированной платформе. Встроенные в неё датчики регистрируют движения тела. Ребенок на платформе выполняет упражнения, к примеру, сохраняет равновесие с закрытыми глазами или стоит на одной ноге.

Стабилометрия помогает выявить проблемы с координацией и развить равновесие с помощью специальных упражнений. Благодаря этому улучшается осанка, движения становятся точнее. Ребенок становится более активным и уверенным при ходьбе, беге и играх с другими детьми.

Главное в статье

Современные коррекционные методы помогают детям преодолевать разнообразные трудности – от обучения до поведенческих расстройств. Главная цель – чтобы ребенок не только адаптировался в коллективе сверстников и обществе, но и обретает уверенность в себе, реализуя свой потенциал.

Каждый метод отличается по своей сути, но все направлены на поддержку и развитие важных навыков. В коррекционной работе не устраняют «недостатки», а формируют среду, где ребенок полноценно развивается, справляется с трудностями и раскрывает свои таланты.


Материалы по теме:

  • Психотерапия: виды и пути получения образования
  • АВА-терапия: эффективный метод коррекции проблемного поведения детей.
  • Тайны арт-терапии для семей: лечебные истории.