
Фотографии: Агентство государственного надзора «Москва» / Unsplash. Рисунок: Юлия Замжицкая.
Александра Ведова — программист по образованию и педагог по призванию. В тридцать лет она сменила высокоинтеллектуальный мир взрослых на непредсказуемый мир детей, став учительницей в малокомплектной школе. Было непросто. Александра поделилась своими жизненными и профессиональными уроками вместе со своими учениками в своем эссе.
Я никогда не планировала стать учителем, но с огромным удовольствием читала книги о школе, а больше всего любила фильмы о ней. Учитель истории из «Доживем до понедельника», учительница биологии из «Это мы не проходили», англичанка из «Когда я стану великаном» вызывали во мне восхищение мастерством, с которым справлялись они с необычными педагогическими ситуациями.
Записав в дневнике классного руководителя все беседы с учащимися, встречи с родителями и работу с коллективом, я смогла спустя время вспомнить прошлое и выделить уроки, полученные от самой работы с учениками.
Заповедь первая
Не зацикливайся на том, как живут другие классные руководители, цени тех детей, что попали к тебе.
В 2007 году в мой пятый класс пришли два мальчика: Паша и Коля. Внешне выглядели старше сверстников, а личные дела оказались толстыми папками с запутанными историями. У одного — проблемы с обучением, у другого — с психикой.
Коллектива у нас не существовало. Оба стремились быть старостами, но ни один из них не желал брать хоть какую-то ответственность. Участие в делах никого не интересовало, даже оставаться на классные часы было нежелательно. Часто досаждали друг другу оскорблениями, дежурство по классу отказывались выполнять. Поливание цветов или мытье доски представлялось им нарушением их свободы.
Сколько пришлось изучить литературы о воспитании подобных деток, посоветоваться с психологами и психиатрами!
Заповедь вторая
Ищи в каждом то, что будет отличать его от других.
Учебе досталось Паше, почти не читал он, рисовать умел плохо и из-за этого чувствовал себя никчемным.
У нас на высоком шкафу рос кактус. Светило его недоставало, или, может быть, причина была в чем-то другом, но цвел он редко, выдавая лишь один цветок. Однажды кто-то обломал целую ветку, мне было очень жаль. Паша, заметив мое беспокойство, отсадил ветку к другому растению. Спустя некоторое время вся ветка покрылась огромными красными цветами. «Паша, какая у тебя легкая рука!», — воскликнула я. Проблема с поливом и уходом за цветами разрешилась сама собой.
Заповедь третья
Будь креативным и умей действовать оперативно.
Весной и осенью у Коли происходили психические расстройства. Он изображал из себя больного, списывая неготовность к урокам на болезнь. Однажды получив плохую оценку и не согласившись с ней, Коля начал ругать учителя нецензурной лексикой. На любые слова и замечания он не реагировал, а просто монотонно ругался. Таким я его застала в коридоре, придя ко второму уроку. Через 10 минут закончится занятие, ребята выйдут на перемену — и что услышат?
В класс мы вошли с ним. Я взяла горшок с землей от цветов и велела Коле выкопать ямку. Выкопал он послушно. Говорю: «Кричи в яму!». Наклонился над горшком и прокричал все, что накопилось. Говорю: «Зарывай!». Зарыл он, и мы пошли вместе просить прощения у учителя.
Заповедь четвертая
Учи состраданию, не давай черстветь душам.
Погибла в автокатастрофе старинная подруга моей матери, которая помогала мне воспитывать своих детей.
В момент урока до меня дошло это печальное известие. Слезы покатились по моим щекам, и весь урок мы разговаривали о скромном Человеке с большой буквы. Ребята молчали, но я видела сочувствие в их глазах, что немного облегчало мне грусть.
Заповедь пятая
Один на кочке не справится, а вместе – даже в гору можно подняться.
В седьмом классе к классу пришёл Сережа, и мы стали коллективом. В восьмом классе на уроках обществознания изучим понятие «малой группы», используя наш класс в качестве примера. На практике убедимся, что два человека — это не коллектив (любой конфликт разрушит его), а вот три человека — настоящая группа!
Сергей сразу стал лидером, а ребята с удовольствием передали ему лидерство.
Мы сразу выпустили новый классный уголок, назвав его «ШОК — это по-нашему!», а девиз «Приходя к нам на урок — испытайте легкий шок!». Мы с удовольствием стали принимать участие во всех школьных мероприятиях, становясь то мушкетерами, то детсадовцами, то королями, то бандитами. Мы придумывали костюмы и разыгрывали сценки, получая от этого огромное удовольствие!
Паша в десятый класс не пошёл, выбрал себе профессиональную профессию. В классе остались два ученика.
Излечение Колини постепенно продвигалось, серьезных разногласий не возникало. Последний год мы жили подготовкой к экзаменам и обсуждениями будущей профессии. Проходили тесты на профпригодность, изучали колледжи и училища Тверской и Ярославской областей, посещали предприятия, знакомились с новыми специальностями. Успешно выдержав экзамены, отправились в большую жизнь. Сережа без труда поступил в Рыбинский колледж, а Коля — в Краснохолмский.
Через два месяца после начала учебы Коля приехал к нам в школу. Первые его слова были: «Эх, сейчас снова бы в школу, в школе лучше!», и тут же начал рассказывать о том, как группа прекрасно выступила в КВН. Я порадовалась: всё, чему я их учила, уже дает плоды.
Появился новый пятый класс, три талантливых ученика: Виталий — чемпион по спорту, Настюшка — отличница, Викуля — неугомонная девочка, которая всегда находится в движении и веселит всех. Но это отдельная история…
Материалы по теме:
- В увлечении работой трудности незаметны.